В Третьяковской галерее открылся Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE
Врубелевский зал Третьяковской галереи на эту неделю станет концертным – там открылся Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE. Первый концерт посвятили художнику Виктору Борисову-Мусатову. Он писал о музыкальности своей живописи: "Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски... Я импровизирую..." Дженет Арльт – о музыке живописи и живописи звука.
Диалог музыки и живописи. Открытие малоизвестных известных работ знаменитых художников, затейливые сплетения двух видов искусств через времена, эпохи, концепции. Фестиваль VIVARTE уже десять лет предлагает зрителю изящно выстроенную концепцию, не очевидный выбор музыкальных программ и тонкие художественные переклички.
В концерте открытия гостей встречает картина Борисова-Мусатова "Суд Париса". Это полотно относится к раннему периоду творчества художника. Картина хранится в запасниках Третьяковки галереи и экспонируется впервые. Борисов-Мусатов — художник, в чьём творчестве соединились классическая школа Поленова и Чистякова с новаторскими приёмами, предвосхитившими авангард. Его работы стали мостом между двумя эпохами.
"Он один из самых музыкальных, мелодичных художников в истории русского искусства этого периода. И не случайно о себе говорил: "Мои краски, мои напевы, моё орудие". Он всегда говорил о ритмике, об особой мелодии и его композиции. Они в сознание самого художника были невероятным образом мелодичны и ритмичны", – рассказывает заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
Камертоном живописи стали сочинения Рахманинова и Танеева, современников Борисова-Мусатова. Элегическое трио Сергея Рахманинова – "Посвящение великому художнику", отклик композитора на
смерть Чайковского. Исполняют Андрей Баранов, Алексей Жилин и Андрей Коробейников.
"Андрей Баранов уже давно наш старый друг. И мы очень рады, что такие музыканты, как он, как Никита Борисоглебский, как Аня Серова, музыканты, которые давно уже живут за границей, и что они приезжают, приезжают к нам, выступают для наших слушателей", –говорит президент Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE Ивета Манашерова.
Во втором отделении — Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано Сергея Танеева — один из лучших образцов камерной музыки. Сочинение, в котором классическая форма сочетается с романтической страстью.
"Танеев был одним из любимых учеников Чайковского. Поэтому все эти композиторы очень связаны между собой. И всё там переплетается: идеи, мотивы, чувства. Поэтому эта программа очень специальная, но произведения подходят друг другу", – делится скрипач Андрей Баранов.
"Суд Париса" — история о выборе. И в концепции фестиваля — та самая игра со смыслами и мифами, которые так любили, представили Серебряного века.