Новая постановка Академии Никиты Михалкова – на "Мелиховской весне"
Академия Никиты Михалкова привезла на ежегодный фестиваль "Мелиховская весна" новую постановку. Спектакль "Метаморфозы. Святая простота" – коллаж из нескольких чеховских рассказов. По словам Михалкова, работа с психологической прозой – самая трудная и самая полезная задача для актера. Яна Музыка продолжит.
В музее-заповеднике Чехова в 25-й раз проходит театральный фестиваль "Мелиховская весна". В афише 20 спектаклей по Чехову и о Чехове. Постановка под названием "Метаморфозы" – многолетняя традиция Академии Михалкова. Уже 10 лет каждый курс в конце учебного года ставит этот спектакль-конструктор, спектакль-коллаж. Сама идея остаётся. А вот тексты каждый раз разные.
На этот раз Чехов. Никита Михалков шутит: в поисках материала ребята должны перелопатить всё, и даже если ничего для работы не найдут, то хотя бы всё прочтут. А это уже школа! Начинающим артистам мастер предлагает брать не пьесы, а рассказы.
"Одно дело драматургия, когда уже сложено всё, есть фабула, есть диалоги и так далее. Другое дело – литература, когда одной фразой можно передать огромное, мощнейшее состояние, очень точное, очень глубокое. Перенести это состояние на сцену – трудно. Но если это сделать – это класс", – говорит ректор Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова, народный артист России Никита Михалков.
Восемь рассказов Чехова, у каждого свой сюжет и свои герои. Мгновенные перестановки и перевоплощения. У артистов по несколько персонажей, и задачи подчас совершенно разные.
"У меня совершенно три разных характера. И три разных отрывка, начиная от комедийного жанра, заканчивая до сильной трагедии, драмы до слёз ужаса. Я понимаю, что это три совершенно разных образа, которые я бы не смогла сделать без наблюдений за людьми", – рассказывает актриса Анастасия Ирлык.
Актёры сами искали для себя тексты и предлагали режиссёрское видение отрывка. Затем мастер отбирал то, что, на его взгляд, перспективно, и вносил правки. Артисты уверяют одним замечанием: Никита Михаилов может превратить сырой материал в готовое сценическое решение. Например, рассказ под названием "Драма" у студентов долго не получался.
"После десятого варианта этого рассказа он говорит: "А давайте мы сделаем, что ты смотришь телевизор. То есть мы не могли про это подумать. Как это так. У нас же нет такой возможности – просто взять телевизор, поставить на сцену. И он говорит: "Давайте так сделаем". И после этого всё заиграло совершенно другими красками", – делится актёр Богдан Илларионов.
Михалков ссылается на мысль Чехова: играйте "Гамлета", как хотите, но так, чтобы Шекспир не обижался". Никита Сергеевич уверен: если бы Антон Павлович посмотрел этот спектакль, то обижаться бы не стал!