Народному художнику России Георгию Франгуляну – 80 лет
"Монументальность не в размере. Монументальность в подходе и в сочетании форм" – говорит скульптор Георгий Франгулян. Народному художнику России исполнилось 80 лет. Среди его работ – памятники Бродскому, Петру Первому, Эйнштейну, Пушкину, Окуджаве... Накануне юбилея с Георгием Вартановичем встретилась Юлия Струкова.
В этом московском дворике, так похожем своим уютом на тбилисский, Георгий Франгулян часами, годами рассказывает своим гостям множество историй, связанных с его произведениями. Как Джина Лоллобриджида, например, будучи здесь, оставила на копыте лошади памятника Елизавете Петровне, который сейчас стоит в Балтийске, отпечаток своего пальчика. Знающие теперь первым делом его там и ищут. Тысячи работ – монументальные, станковые, графические. Железная дисциплина – без выходных, каждый день в мастерской с 10 до 10. Каждое произведение должно отличаться от предыдущего – Франгулян старается не повторять самого себя. В его пространстве везде – карандаш и бумага. Если не работает с материалом – то рисует. Так иногда рождается замысел. Но бывает и по-другому, как с идеей памятника Бродскому.
"Я просто ехал на машине подъезжал к мастерской. И слышу, что в Питере объявляют конкурс на памятник Бродскому. Думаю, нет, Питер это не для меня. А пока я въезжал в ворота, уже идея была. Я вошел вот здесь нарисовал. Думаю, надо делать", – рассказывает скульптор, народный художник России Георгий Франгулян.
Две группы людей, больше похожих на тени – и посредине Бродский, вернувшийся на родину. Памятник оказался не в Петербурге, а в Москве. От замысла до его воплощения у скульптора почти всегда – длинный путь преодоления препятствий. Многое остается нереализованным. Поэтому Бродский, Булгаков, Хачатурян, Ладья Данте в Венеции – это подарки автора пространству..
"Вот это вот лепить. Не любите лепить? нет. Я люблю задумать и скорей избавиться. И еще что-то другое. И потом опять – избавиться. Вот это избавление – это счастливый момент. Это вроде бы путь к свободе, но не получается, потому что к этому моменту уже много других идей. И ты все равно в рабстве. И так всю жизнь", – скульптор, народный художник России Георгий Франгулян.
Принципиальный. Еще в студенчестве принял решение: не будет в подмастерьях, как только получит диплом. В первые два года работы "на себя" чтоб выжить пришлось продать библиотеку, коллекцию икон. Но – выдержал. И упорно 11 лет работал в подвальной мастерской.
"Я когда уезжал 48 лет назад из подвала, в котором 11 лет провел, я в силу такого максимализма юношеского, все что там было разбил и бросил. Решил, что я начинаю новую жизнь – большая ошибка", – признается скульптор, народный художник России Георгий Франгулян.
Он может работать с любым материалом. Но только бронза говорит – передает дыхание мастера. Франгулян все – даже огромные монументальные произведения, такие, как стена скорби, например, лепит только своими руками.
"Его памятники очень здорово отличаются от прочих памятников в силу его индивидуальности. В любую свою работу, в любой памятник он вкладывает что-то такое, что узнается Франгулян", – делится мнением скульптор Борис Орлов.
Его произведения как правило удачно вписаны в пространство, которое становится живым.
"Есть такое армянское слово варпет – мастер. Вот он мастер, с большой буквы, который понимает, что он творит нечто, чтоб потом должно перед Богом нести ответ и перед небесами. Потому что все памятники стоят, как правило на открытом воздухе, на открытом пространстве и говорят просто с Богом", – говорит специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Георгий Франгулян говорит, ощущение единения с мировой культурой дает ему силы для бесконечного творчества. Потому что надо успеть сохранить и передать то, что у нас еще осталось из этого наследия.