1 июня 2025, 18:49 1 июня 2025, 19:49 1 июня 2025, 20:49 1 июня 2025, 21:49 1 июня 2025, 22:49 1 июня 2025, 23:49 2 июня 2025, 00:49 2 июня 2025, 01:49 2 июня 2025, 02:49 2 июня 2025, 03:49 2 июня 2025, 04:49

"Май Митурич. К мысу радости" – выставка к 100-летию со дня рождения мастера

  • Картинка
  • "Май Митурич. К мысу радости" – выставка к 100-летию со дня рождения мастера
  • Картинка
    "Май Митурич. К мысу радости" – выставка к 100-летию со дня рождения мастера
  • "Май Митурич. К мысу радости" – выставка к 100-летию со дня рождения мастера
Он проиллюстрировал многие книги, знакомые нам с детства.

Поэт Мацуо Басё, Япония, XVII век. Легендарные хокку, или хайку, коротенькие стихотворения в полтора десятка слов, это он запустил в наш мир. Он разработал принципы такой сверхлаконичной поэзии. Вот некоторые, коротко. Каруми – легкость, простота, прозрачность. Фуэкирюко – это постоянство, точнее, ощущение постоянства и незыблемости вечного в непрерывно меняющемся мире. Саби – безмятежность, а еще способность сложное содержание выразить в простой форме, которая располагает к созерцанию. И так далее. Моментально такую эстетику освоили и художники. И не только тогда, и не только в Стране восходящего солнца.

Май Петрович Митурич-Хлебников, советский художник, график, освоил эту эстетику в полной мере. И этой меры хватало для того, чтобы уцелеть среди громких лозунгов, крикливых плакатов и монументальной пропаганды сомнительных идей. И не просто уцелеть, он выдающийся художник, который прославился не только иллюстрациями к сказкам, чем спасались его коллеги-современники. Он не был как они, неофициальные, концептуалистом, вся его концепция была в том, что он любил жизнь, любил людей и животных. А еще фуэкирюко, каруми и саби. Выставка в Третьяковской галерее – к столетию со дня его рождения.

"У искусства нет цели – есть путь", – говорил Май Митурич. И здесь стремятся показать разные грани его творчества. Воспитанный в семье художников Петра Митурича и Веры Хлебниковой, он с детства рос в художественной среде, потом Полиграфический институт и, конечно, иллюстрация. Вот книги, знакомые нам с детства, когда многие еще и читать не умели – а картинки Митурича застревали в памяти.

"Кто с ним работал – Маршак, Чуковский, Снегирёв, Барто – его все любили. Потому что он был большой ребенок. И его умение удивляться миру, мне кажется, привело к тому, что он создает великолепные вещи, чем бы ни занимался", – поделилась куратор выставки, старший научный сотрудник отдела графики XX-XXI веков Третьяковской галереи Мария Токарева.

Заядлый путешественник, Митурич с 60-х годов активно ездил в экспедиции по стране. Был на Камчатке, Сахалине, Курильских и Командорских островах, Белом море. Впечатления переносил в свои иллюстрации и графические произведения, над которыми работал очень тщательно.

"Он рисовал бесчисленное количество копий, набросков, черновиков, и всё это выбрасывалось. Для того, чтобы нарисовать одну-единственную картинку, чтобы правильно выявить цвет или придумать персонаж, изводил просто тонну бумаги. И всё выкидывалось в огромную коробку, которая стояла около стола", – рассказала родственница художника М. Митурича Елена Ермакова.

Полтора года Митурич провел в Японии, создал там множество работ. Там его любили, называли самым японским художником и подшучивали, говоря, что он, наверное, в прошлой жизни был японцем. И это, вероятно, повлияло на его взаимоотношения с бумагой.

"Когда он работал, он не спешил, он очень мудро относился к рисунку и поэтому садился, всматривался, делал один рисунок, делал второй – с одного места, и получалось пять-шесть рисунков, все они были немножко разные. Это меня тоже поражало. Но везде было удивительное качество отношения к белой бумаге ", – добавил художник Василий Власов.

На открытии выставки – ученики Мая Митурича, выпускники Полиграфического института, которые теперь живут в разных странах. И, конечно, почитатели его иллюстраций. Кстати, Мая Митурича критиковали за странных персонажей, которых он изображал. Он парировал: ведь детям покупают книги взрослые. А детское восприятие совсем другое – в рисунках должна быть недосказанность, чтобы развивалось воображение.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация