Выставка "Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург" открывается в Третьяковке
"Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург". Выставка в Новой Третьяковке показывает, как три великих города создали мастера, прозванного Карлом Великим. Экспозицию уже осмотрел Антон Николаев.
Говорим: Карл Брюллов. Подразумеваем: "Последний день Помпеи". И наоборот. Эта картина художника (вот он, кстати, сам среди героев своего полотна), привезенная из Санкт-Петербурга в Москву, разумеется, в центре экспозиции. Но Брюллов не был художником одной только этой картины. В залах Третьяковской галереи собрано более 170 произведений живописи, графики, скульптуры. Это Брюллов в мраморе, автор Иван Витали. А на этой картине художник изобразил, как скульптор лепит его портрет.
"Что мне нравится, и я думаю, вы со мной согласитесь, эта экспозиция все равно нам открывает нового Брюллова. Под другим, может быть, взглядом. То, что мы можем так увидеть картины, посмотрите, к каждой картине можно подойти и близко на нее посмотреть. Мы даже открываем те вещи, которые у нас всегда в экспозиции во втором, а может, в третьем ряду", – сказала куратор выставки, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Людмила Маркина.
Это портрет светлейшей княгини Салтыковой, обращает на себя внимание то, как мастерски художник передает фактуру тканей. А игра света и тени на картине "Итальянский полдень". В свое время за эту работу художнику досталось от критиков: Брюллову ставили в вину, что героиней картины он сделал простолюдинку.
"Он открывает и вводит в русское искусство итальянский жанр, то, за что его осуждали коллекционеры, профессионалы, знатоки и "Общество поощрения художников". Оно же не приняло его "Итальянский полдень" и "Итальянское утро", – рассказала заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
Отдельный раздел выставки посвящен графике, которая для художника была не вспомогательным, а вполне самостоятельным видом творчества. Вот, например, работа, созданная на острове Мадейра. Себя художник изобразил в правой части рисунка лежащим в корзине, которую несут слуги.
"Брюллов писал разные графические портреты. Это и большие акварельные портреты-картины, которые иногда соединяют в себе и потрет, и жанровую сцену, например такие, как сделанные на острове Мадейра уже в 1849 году, когда он находился там на лечении. Или в Константинополе – у нас прекрасный портрет Бутеневой с дочерью Марией, женой русского посланника в Константинополе", – добавила хранитель отдела графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Маргарита Крылова.
Экспозиция выстроена как линия жизни – из Санкт-Петербурга в Рим, затем ненадолго в Москву и обратно в Санкт-Петербург. Поэтому Брюллов в музейном отношении в основном питерский художник. В Русском музее его основные произведения. И даже большое историческое полотно "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" первоначально находилась в собрании Русского музея. Картина осталась незавершенной. Что не мешает ей украшать постоянную экспозицию Третьяковской галереи.