"Маленькие супружеские преступления" – премьера в Театре сатиры
"Маленькие супружеские преступления" – премьера в Театре сатиры. Режиссер Владимир Герасимов поставил пьесу французского драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта, который считается мастером психологической интриги. Детектив о семейных тайнах увидела Ксения Луженкова.
"Любовь – фантазия, не свойственная нашему времени" – так французский драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт размышляет о семейных отношениях. Писатель Жиль Дюбери теряет память. Его жена Лиза старается вернуть супруга к прежней жизни. Впервые за 15 лет они друг с другом откровенны.
"Любовь очень кратковременна. Наверное, это имел в виду Шмитт. Наверное, это какие-то мгновения, дальше приходит что-то другое, эти отношения насыщаются каким-то другим опытом, какой-то другой привязанностью друг к другу", – размышляет актер Сергей Шнырёв.
В основе пьесы – драматургия детектива: что же все-таки случилось в тот вечер, когда Жиль получил травму? Сначала выясняется, что писатель упал с лестницы, потом – что пытался убить жену. Каждое новое откровение рождает новую лжеразвязку. В Театре сатиры решились на эксперимент – создали эффект серийности.
"Мы показали полспектакля, просто пригласив зрителя. Сказали, что тот зритель, который приобретет билеты на 10-е,11-е число, на премьеру, имеет возможность прийти и посмотреть нашу репетицию. И это был огромный успех. Зритель был настолько заинтересован!" – рассказывает художественный руководитель Театра сатиры, народный артист России Евгений Герасимов.
Пьеса имеет разные названия в зависимости от перевода: "Маленькие супружеские злодеяния" или "Маленькие супружеские преступления". Так называется и главная книга Жиля, в которой двое кровожадных убийц создают семью, замечая: "Любое чувство заранее обречено на вымирание".
"Шмитт – это автор, который пишет про саму жизнь. Он доктор философии по образованию, и он настолько знает все человеческие характеры, переплетения, и в пьесе так и написано. Есть любовь или есть боль, есть недопонимание, стремление к друг другу", – комментирует актриса Юлия Пивень.
На сцене с двумя актерами сосуществует музыкальный дуэт. Звуки инструментов словно воплощение двух душ. Аккордеон – он, скрипка – она. "Танец ангела" и "Зима" Пьяццоллы сочетаются с импровизацией.
"Этот спектакль насыщен очень тонкими полутонами, как драматургическими, так и музыкальными, и световыми. Поэтому здесь не всегда можно сыграть то, что написано в нотах или сказано режиссером, или договорено с актерами. Иногда нужно действовать по ситуации в зависимости от мизансцен", – поясняет аккордеонист Сергей Скипин.
Герои окружены монохромными декорациями. На стене – "Влюбленные" Рене Магритта. Но авторство Жиль и Лиза приписывают друг другу, словно спорят, кто виноват, и все равно остаются вместе.