РОСИЗО рассказывает о квартирных выставках 60-х – 80-х годов
"Искусство за закрытыми дверями". Музейно-выставочный центр РОСИЗО рассказывает о квартирных выставках 60-х – 80-х годов. Тогда для многих художников личные пространства были единственным местом, где они могли показывать свои работы. Дженнет Арльт продолжит.
"Искусство не должно быть удобным" — эту фразу часто повторяли художники- нонконформисты, чьи работы десятилетиями прятались от цензуры. Их условные адреса – на текстильной карте Москвы. Каждая нить одним концом крепится к месту, в котором когда-то была или существует до сих пор квартира, где проходили домашние выставки.
"Существовали они по множеству причин, главная из которых — это, конечно, свобода высказывания. И эту свободу высказывания, то, что невозможно остановить художника, желающего творить, для него нет никаких преград", – рассказывает генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Иван Лыкошин.
Экспозиция охватывает 20 лет подпольного искусства: от первых показов Оскара Рабина, чей барак был открыт для посетителей до экспериментов галереи АПТАРТ. Чай покрепче, разговоры потише. Здесь в интерьере скромной московской квартиры воссоздана творческая лаборатория советского андеграунда. На таких кухнях говорили о жизни и спорили об искусстве. Разговоры художников можно услышать и сегодня.
На одной из таких кухонь родился проект Георгия Кизевальтера "Музей Васи". Его герой — вымышленный персонаж, советский гражданин, шофер, студент заочного отделения журфака. Художник продумал для Васи всю биографию — вот письмо родителям из пионерского лагеря. И мерцающая инсталляция с именем, которая отражает весёлую и яркую жизнь Васи в СССР.
"Мне кажется, что из этого потом выплеснулось все наше современное искусство в 90-х и в нулевых годах, потому что идеи, которые там выпрыгивали, как говорится, у художников. Их потом все стали использовать уже дальше", – говорит художник, научный консультант выставки Георгий Кизевальтер.
На схемах-паутинках — фотографии тех лет — отражение почти детективной работы, проведённой кураторами. Это кадр с выставки, прошедшей в одной из самых неочевидных квартир для экспозиции — резиденции посла Мальты в СССР Джузеппе Шкембри в дипломатическом доме. На фото — портрет Павла Первого Георгия Кизевальтера — и рядом подлинник — император смотрит на посетителей мерцающими красным цветом глазами.
"Мы буквально с негативов сканировали для выставки. Тоже впервые уже в большом формате их увидели и смогли дальше уже подставить те самые адреса. Это нигде не было подписано: то есть мы буквально сопоставляя квартиры это угадывали", – делится куратор выставки Алина Корень.
Сегодня их работы хранятся в частных коллекциях, Музее "Гараж", РОСИЗО и Третьяковской галерее. Искусство "квартирных выставок" вышло из подполья и теперь открыто демонстрирует свою провокационную суть.