Выставка "Русские дикие" в Музее русского импрессионизма
Выставка "Русские дикие", название которой отсылает к статье Давида Бурлюка для альманаха "Синий всадник", объединит произведения французских фовистов Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке – и бунтарей-экспериментаторов, с помощью цвета менявших облик отечественного искусства 1900 – 1910-х годов: Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой и других. Выставка входит в программу Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес".
"Дикими" (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года, бросивших вызов классической традиции и шокировавших публику грубыми формами, пренебрежением к законам перспективы, а главное – дерзкими красками, которые "буквально взрывались светом". Фовизм – исключительно французское явление – поставил на первое место субъективный взгляд художника, способный преобразить реальность. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно творческие поиски русских авангардистов совпали с идеями европейских живописцев, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в салонах, а также в легендарных коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Кураторы выставки – Илья Доронченков из ГМИИ им. А.С. Пушкина, Юлия Петрова и Вера Рябинина из Музея русского импрессионизма – собрали самые "дикие" эксперименты с палитрой, формой и живописной плоскостью, которые продемонстрируют, как по-разному символисты, сезаннисты и неопримитивисты в России трактовали идеи европейского авангарда: находки французских фовистов и немецких экспрессионистов групп "Мост" и "Синий всадник".
Эпиграфом к экспозиции станет работа граффити-художника Жана-Мишеля Баския из собрания Государственного Русского музея. Единственный в России холст американского неоэкспрессиониста 1980-х, созданный совместно с Энди Уорхолом, поможет современному посетителю пережить то же потрясение, которое испытала публика Осеннего салона больше 100 лет назад.
Французская критика 1900-х предлагала поместить "диких" в клетку – летом этот образ материализуется в центре музейного зала. В "Клетке для диких" окажутся работы Луи Вальта и Анри Ле Фоконье, а также "Просушка парусов" Андре Дерена, участвовавшая в Осеннем салоне 1905 года, и "Испанка" Анри Матисса, которая впервые после гастролей в Париже и Санкт-Петербурге покинет постоянную экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Далее разделы экспозиции будут посвящены русскому искусству: это "Дикий импрессионизм", "Дикий символизм", "Примитивизм". Посетители увидят, как интерес к цвету захватил символистов Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна и называвших себя импрессионистами Давида Бурлюка и Николая Кульбина. Особое внимание будет уделено участникам выставки "Бубновый валет" – неопримитивистам Михаилу Ларионову и Наталии Гончаровой и сезаннистам Илье Машкову и Петру Кончаловскому, которые черпали вдохновение в иконописи и народном искусстве, а также обращались к традициям Востока. Отдельный раздел – "Парижачьи" – объединит работы Марка Шагала, Николая Тархова, Натана Альтмана, знакомившихся с новой живописью в непосредственной близости к фовистам, в столице Франции.
На выставке будет представлено 113 работ из 51 частного и музейного собрания со всей России, в том числе из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Дальневосточного художественного музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородского государственного художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль". Среди представленных авторов как известные имена, так и малознакомые широкой публике Иосиф Школьник, Зоя Матвеева-Мостова, Борис Царнах, Илларион Скуйе и другие.
Незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с экспозицией как самостоятельно, так и на бесплатных экскурсиях с тифлокомментированием. Более детальное представление о четырех картинах позволят составить тактильные станции. Они будут дополнены звуковым сопровождением. Аудиокомпозиции, записанные вместе с незрячими и слабовидящими людьми, расскажут о том, как человек с особенностями зрения воспринимает цвет.
На 3-м этаже музея разговор о "русских диких" начала ХХ столетия продолжат современные художники: Варвара Выборова, Кирилл Манчунский, Игорь Скалецкий и Катя Бочавар. Арт-пространство представит, как идеи и приемы французского фовизма и постимпрессионизма получают новое звучание в XXI веке.