В Театре Вахтангова отметили 100-летие со дня рождения Евгения Симонова
Столетие со дня рождения Евгения Симонова отметили в Театре имени Вахтангова. Режиссер, народный артист СССР, почти всю свою жизнь он посвятил этой сцене. В организации вечера приняли участие несколько поколений вахтанговцев, и прошел он без грустных воспоминаний и речей. Анастасия Павлова подробнее.
На сцене труппа Театра Вахтангова: совсем молодые артисты и те, кого в театр принимал лично Евгений Рубенович Симонов. В этот вечер звучат его стихи и музыка.
"Получилось так, что все его спектакли так или иначе – а их поставлено 40 с лишним в Театре Вахтангова – были с музыкой. И в большинстве их них была живая музыка, то есть играл оркестр. И мы подняли все музыкальные номера из архивов. Нам помогал музей", – рассказала актриса, режиссер, внучка режиссера Евгения Симонова Екатерина Симонова.
В семье Симоновых театр был религией. Будущего художественного руководителя неслучайно назвали Евгением – в честь самого Вахтангова. И даже его первую люльку в 1925 году мастерили в столярном цеху театра. Его отец почти 30 лет руководил Вахтанговским. В этом театре он сделал первые шаги, здесь создавал свои спектакли. С этой сцены его и провожали в последний путь.
"Это человек, который любил театр во всех его проявлениях. Он бесконечно любил актеров, гримеров, осветителей, билетеров, гардеробщиков. Это был стиль его жизни. Он любил театр со стороны музыки и со стороны поэзии", – поделился заслуженный артист России, сын режиссера Евгения Симонова Рубен Симонов.
Евгений Симонов был не только режиссером, но и педагогом. Он заведовал кафедрой режиссуры в Щукинском училище, преподавал во ВГИКе и ГИТИСе, создал свою актерскую школу и театр. Здание которого сейчас известно как Симоновская сцена. Его ученики, а среди них Ирина Купченко, Сергей Маковецкий, Евгений Князев, вспоминают, как он умел разглядеть в каждом индивидуальность и раскрыть ее на сцене.
"Он нам всегда говорил: так, дурачки, включите люстру у себя внутри и играйте надзвёздно! Понимаете? То есть это всё небесам нужно играть. И недаром он родился в день солнцестояния или равноденствия. Для него всегда были девизом строки Александра Сергеевича Пушкина: Да здравствуют музы!.. Да здравствует солнце, да скроется тьма!" – добавила народная артистка России Марина Есипенко.
Первооткрыватель: именно он первым поставил на сцене пьесу Александра Блока "Роза и крест", открыл для театра Марину Цветаеву.
"Он рассказывал о Цветаевой, а мы пожимали плечами: как можно играть эту драматургию? Он отвечал: вы глупцы, вы ничего не понимаете! Вы этим спектаклем будете встречать новый XXI век! Так и случилось. Этот спектакль играли 16 лет, и он шел при неизменных аншлагах", – отметил народный артист России Евгений Князев.
Евгения Симонова называли рыцарем театра не только потому, что он сражался за него во всех проявлениях: драматургии, поэзии, музыки. Но и потому, что был бескорыстным, открытым, чрезвычайно расположенным к людям. Верил, что последние могут стать первыми. И считал, что человеку нужно всегда давать шанс.