Спектакль "Брас Кубас" – на Чеховском фестивале
"Брас Кубас" на Чеховском фестивале. Театральная компания "Армазем" показала спектакль по мотивам одноименной книги Машаду де Ассиса. Как психологический реализм одного из главных романов бразильской литературы перенесли на сцену – увидела Юлия Кундрюкова.
Паулу де Мораэс еще в сентябре на культурном форуме в Петербурге задумал гастроли по России. Говорит, тогда на заседании все рассуждали о важности культурного обмена между странами БРИКС. Сказано – сделано. Спектакль "Брас Кубас" уже побывал во Владивостоке, теперь – на Чеховском фестивале в Москве.
"Для меня очень важно ответить в этой постановке на вопрос – как мы сегодня стали такими. Показать, что наша элита, которая развивалась на протяжении веков – практически не изменилась. И в то же время проследить, как эта элита смогла трансформировать общество в такое, каким оно является сегодня. В этом очень помогает ироничный тон романа", – говорит режиссер (Бразилия) Паулу де Мораэс.
Этот роман написан в XIX веке – классика бразильской литературы. В русском переводе название звучит как "Записки с того света". Всё дело в том, что начинается история со смерти главного героя.
"Мой персонаж – это Брас Кубас после смерти, которой, собственно, и пишет эти записки с того света. Он вообще не обременен стыдом, приукрашиванием историй – он же умер, ему терять нечего. Поэтому история очень ироничная и честная", – рассказывает актер (Бразилия) Жоау Паулу Мораэс.
"Пером насмешки и чернилами уныния" написана эта история. В предсмертном бреду сильно заболевшему Брасу Кубасу является гиппопотам, который утаскивает его с собой в путешествие во времени – от рождения к смерти. Кстати, одна из оригинальных задумок режиссера – живая музыка, и музыканты – прямо на сцене. Роман немаленький, около 150 глав. Режиссер долго работал над тем, чтобы уместить главное – в один час 50 минут. И решил вывести на сцену нового персонажа – самого автора романа – Машаду де Ассиса. И выбор актера с африканскими корнями на эту роль – не случайность.
"Здесь поднимается очень важная тема – в нашей стране почти 400 лет было рабство, это позорная страница истории. Более того: мой герой – писатель Машаду де Ассис имел африканские корни. Но многие годы его пытались обелить – распускали слухи, что он белый. Для меня это очень важная роль. Такого больше не должно повторяться нигде и никогда", – делится актер (Бразилия) Бруну Лоренсу.
Умирает главный герой не от старости и даже не совсем от болезни. А – как он сам говорит – от идеи. Дело в том, что последние годы жизни он был одержим идеей придумать для человечества лекарство от депрессии. Но так и не справился с задачей – простудился на сквозняке, а на лечение времени не нашел. Проходя через главные события своей жизни – через любовь, страдания, победы и поражения – он смотрит на себя и своё окружение с иронией и даже с издёвкой. Но в конце спектакля, всё же, звучит оптимистичное: "Жизнь – чудо. Жизнь – чудна."