В Смоленском музее-заповеднике отмечают 110 лет со дня рождения Ореста Верейского
110 лет со дня рождения Ореста Верейского, одного из крупнейших советских мастеров книжной графики, отмечают в Смоленском музее-заповеднике. В его коллекции хранятся иллюстрации к поэме "Василий Тёркин". Авторские работы художника увидела Анастасия Артёменко.
Небольшие рисунки, некоторые размером всего пару сантиметров, предваряли главы поэмы "Василий Теркин". Например, "О потере", "Теркин-пишет", "Два солдата". На каждом подпись художника. Над этими иллюстрациями Орест Верейский начал работать еще в 1943 году. После смерти художника значительная часть его наследия, около 120 работ, была передана в Смоленский государственный музей-заповедник, на его малую родину.
"Семья Верейских, его отец – художник, и мама – детская писательница, они жили в Петербурге. Но была необходимость переехать поближе к родным в село Аносово Смоленской губернии Сычевского уезда, и они туда переехали, так получилось, что Орест Георгиевич там и родился", – рассказала хранитель фонда графики Смоленского государственного музея-заповедника Валентина Кочанова.
В годы Великой Отечественной войны Орест Верейский был художником фронтовых газет. В 1942 году в редакции "Красноармейской правды" он познакомился с поэтом Александром Твардовским и наряду с другими графиками начал иллюстрировать его "Книгу про бойца", которая тогда выходила отдельными главами в газетах. Именно Верейский нашел образ Василия Тёркина, в котором до сих пор каждый узнает героя знаменитой поэмы.
"Образ Василия Тёркина, к которому мы все так хорошо привыкли, списан был с любимого друга Твардовского, которого звали Василий Иванович Глотов. Если мы посмотрим на одетого в солдатскую шинель Тёркина и сравним с офицером Глотовым, то мы найдем очень хорошее сходство", – объяснила старший научный сотрудник исторического отдела Смоленского государственного музея-заповедника Инна Николаева.
Самая первая книжечка, в которой был опубликован первоначальный вариант поэмы "Василий Тёркин", изданный в ноябре 1942 года, уже украшали рисунки Верейского. Но сам художник был ими не доволен, и эти иллюстрации больше нигде не встречаются.
Валентина Кочанова, хранитель фонда графики Смоленского государственного музея-заповедника: "Можно сравнить заставку к главе "Два солдата" 1946 года и 1961. И тоже очевидно – стилистика различная совершенно: более лаконичные средства и уже более проработанное".
Самые поздние рисунки к "Василию Тёркину" Орест Георгиевич создал в 1980, когда Твардовского уже не было в живых. Но следуя его желанию, портрет неунывающего бойца он никогда так и не изменил.