22 июля 2025, 15:44 22 июля 2025, 16:44 22 июля 2025, 17:44 22 июля 2025, 18:44 22 июля 2025, 19:44 22 июля 2025, 20:44 22 июля 2025, 21:44 22 июля 2025, 22:44 22 июля 2025, 23:44 23 июля 2025, 00:44 23 июля 2025, 01:44

На реальных событиях: как одно из самых странных дел об экзорцизме стало основой фильма

  • Кадр из художественного фильма "Ритуал"
    Кадр из художественного фильма "Ритуал"
Фильм "Ритуал", премьера которого состоялась на медиаплатформе "Смотрим", основан на одном из самых загадочных и пугающих реальных случаев экзорцизма в истории США – деле Эммы Шмидт 1928 года. Именно оно и вдохновило режиссера Дэвида Миделла на съемки фильма, который не столько пугает, сколько заставляет поверить в существование настоящего первородного зла.

Эмма Шмидт, героиня фильма "Ритуал", – женщина, над которой католическая церковь провела многоступенчатый обряд экзорцизма, длившийся почти месяц. Все произошло в 1928 году в монастыре города Эрлинг, штат Айова. Эмма Шмидт на протяжении многих лет страдала от симптомов, не поддающихся медицинскому объяснению: неприязнь к святыням, говорила на незнакомых ей языках, проявляла необычайную физическую силу. Католическая церковь сочла ее случай подлинным примером демонической одержимости, и к делу был привлечен опытный экзорцист – отец Теофил Ризингер.

Обряд длился почти месяц, проходил в полной изоляции и сопровождался постоянным надзором монахинь и помощников. По словам свидетелей, Эмма говорила от лица разных сущностей – включая Иуду Искариота, Люцифера и даже свою умершую тетю, которую обвиняли в колдовстве. Тело женщины изгибалось неестественным образом, она отказывалась от еды, но сохраняла силу. Этот случай долгое время оставался скрытым от широкой публики, пока не стал основой для изучения в церковных кругах.

В интервью изданию PopHorror режиссер "Ритуала" Дэвид Миделл рассказал, что в поисках сюжета для своего нового фильма он не просто так заинтересовался реальным экзорцизмом Эммы Шмидт, ведь этот загадочный, но хорошо задокументированный случай никто и никогда не экранизировал дословно. Миделл подчеркивает, что его целью было сделать историю достоверной и человечной, а не просто снять очередной ужастик. В интервью Screenrant он описывает священников в центре сюжета как людей, которые рискуют всем ради помощи Эмме – физической безопасностью, репутацией и душевным равновесием: "Им приходится впустить зло в свой дом". Именно эта жертва церковнослужителей ради другого человека и стала "сердцем фильма".

Кадр из художественного фильма "Ритуал"

Создавая сценарий фильма "Ритуал", Миделл и его соавтор Энрико Натале старались найти баланс между исторической достоверностью и художественным вымыслом. Многие события экзорцизма, как объясняет режиссер в интервью изданию Screenrant, зафиксированы в записях, но некоторые моменты приходилось додумывать – делать "обоснованные предположения". Это обычная практика для фильмов, основанных на реальных событиях, особенно таких давних. Образ Эммы в фильме также подвергся переработке: многие факты из ее прошлого либо остались за кадром, либо были изложены максимально кратко. Режиссер объясняет, что некоторые эпизоды показались бы зрителям чрезмерными или банальными – хотя они и были частью реальных документов. Чтобы не вызвать недоверия и не перегружать сюжет, пришлось отказаться от ряда впечатляющих, но трудновоспринимаемых деталей.

Кадр из художественного фильма "Ритуал"

В рамках подготовки к съемкам исполнительница роли Эммы Шмидт, актриса Эбигейл Коуэн, подробно изучала биографию женщины, ее детство и первые эпизоды "одержимости", чтобы понять, как это могло отразиться на ее состоянии во взрослой жизни. По совету Миделла, Коуэн просмотрела некоторые из фильмов про экзорцизмы, но решила не копировать чью-либо игру. Ее подход был иным: она решила сосредоточиться исключительно на Эмме – не как на "одержимой", а как на живом человеке, переживающем что-то, с чем она не может справиться в одиночку.

Кадр из художественного фильма "Ритуал"

Ключевым решением стало приглашение Аль Пачино на роль пожилого экзорциста. К удивлению режиссера, Пачино согласился практически сразу же. С первой встречи звезда "Крестного отца" произвел на Дэвида Миделла впечатление доброго, чуткого и глубоко вовлеченного человека. Хотя в кино Пачино часто играет сложных, харизматичных и порой агрессивных персонажей, в жизни он оказался удивительно мягким и открытым. Миделл вспоминает, что сильно волновался перед их первой встречей, но уже через пятнадцать минут разговор перешел в увлеченное обсуждение сцен и характера героя. На протяжении полугода почти каждую неделю Миделл и продюсер фильма приезжали в дом к Аль Пачино, где по несколько часов обсуждали сценарий и вносили правки в историю. В противоположность персонажу Аль Пачино – Дэн Стивенс, чей герой символизирует искреннюю, но еще не проверенную временем веру. Его персонаж – как аватар для зрителей: именно через его восприятие зрители видят рассказываемую историю.

Кадр из художественного фильма "Ритуал"

"Ритуал" не просто вдохновлен реальными событиями. Фильм – их переосмысление. Здесь экзорцизм – не "спецэффект", а попытка спасти личность, распадающуюся изнутри. Фильм не дает ответа – был ли это психоз или сверхъестественное зло. Но он предлагает нечто более важное: возможность взглянуть на одержимость как на форму человеческого страдания, где вера, наука и личная боль сталкиваются в одной точке. Финал истории намеренно оставлен открытым. Но в этом и есть суть фильма: он не навязывает ответов, а заставляет задуматься – что именно мы считаем злом и где проходит граница между безумием и сверхъестественным.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация