Театр Бориса Эйфмана завершил гастроли в Москве балетом о Павле I
Спектаклем "Русский Гамлет" Театр балета Бориса Эйфмана завершает гастроли в столице. Хореограф исследует одну из самых противоречивых фигур в русской истории – императора Павла I в то время, когда он был еще только наследником престола. В его судьбе Эйфман нашел множество пересечений с трагическим героем Шекспира. Репортаж Дженнет Арльт.
Пролог спектакля – сцена, которую Павел не сможет забыть никогда. Маленький мальчик, перед ним – отец, умирающий от руки фаворита Екатерины. Этот момент станет точкой разлома его психики. Историческая драма Бориса Эйфмана – это исследование личности Павла I, которого еще при жизни прозвали "русским Гамлетом". Параллели между шекспировским принцем и российским императором очевидны: оба – наследники престола, чьи отцы погибли от рук заговорщиков; оба существуют в атмосфере двора, пропитанного ложью и интригами; оба пережили смерть любимой; оба мучительно решают вопрос мести и власти.
"Тут очень много драматических перепадов. Павла жалко, императрица восхитительная, но местами она просто женщина, от этого никуда не деться. Когда никто не видит, она хочет быть слабой. Фаворит, который всё время рвется, везде хочет оказаться первым", – рассказал ведущий солист Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана Артём Лепков.
Одна из самых сильных сцен балета – "мышеловка", прямая отсылка к Шекспиру. Павел ставит перед матерью спектакль, в котором актеры разыгрывают убийство короля. Екатерина, понимая аллюзию, впадает в ярость.
"Борис Яковлевич всегда за душу. Если он будет выбирать между каким-то суперэффектным балетным элементом и просто паузой, которая растрогает людей до слез, он выберет паузу, потому что каждый раз он говорит: что ты хочешь выразить этим прыжком? Ты хочешь прокричать или что? Для него все наши движения и весь хореографический текст – это слова", – поделилась ведущая солистка Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана, народная артистка России Мария Абашова.
Эйфман не реконструирует историю, а исследует вечные темы. Его Павел – не безумец, а сломленный человек. Периоды бравады сменяются моментами разлада с действительностью. И даже смерть императрицы и долгожданный трон не принесут ему успокоения. Русский психологический театр в движении.
"В этом театре языком тела передают жизнь души человеческой, страдания души человеческой. Мы через тело, через плоть погружаемся в дух", – пояснил художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана, народный артист России Борис Эйфман.
Музыкальный ландшафт первой части спектакля – музыка Бетховена, императорские мотивы, мятежные мысли, любовь при свете Луны. Отражение нарастающего внутреннего конфликта – музыка Малера, в центре которой всегда трагедия человека. Гамлетовский вопрос, на который ищет ответ мятущаяся душа Павла, остается без ответа.