Тан Чин Сенг – первый скрипичный мастер в Малайзии
"Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный" – говорили о скрипке музыканты еще в XVII веке. Сегодня география производства инструмента расширяется. О первом скрипичном мастере Малайзии расскажет Анастасия Сапегина.
В студии Deciso, недалеко от Куала-Лумпура, среди запаха свежей стружки бесформенные куски древесины превращаются в скрипку.
"Сначала мне было просто интересно — почему бы не сделать одну скрипку? Но после того, как я закончил первую, понял, что это ремесло для меня", – поделился скрипичный мастер Тан Чин Сенг.
Тан Чин Сенг – первый профессиональный скрипичный мастер в Малайзии. По образованию – программист, и никогда не играл на скрипке. Во время поездки в Китай он увидел, как реставрируют старинный инструмент. Конструкция скрипки его поразила. За простым увлечением последовали годы учебы в Пекине, Италии и сотни часов за верстаком. Традиционно лютье – изготовители струнных инструментов – ассоциируются с Европой и ее мастерами. Но упорство Тан Чин Сенга и любовь к делу вписали Малайзию в историю скрипичного мастерства.
Тан Чин Сенг: "Мы все сумасшедшие – все лютье в этой мастерской. Просто слишком любим свое дело".
Создание скрипки – кропотливый процесс. Мастер начинает с выбора древесины: ель – для верхней части, а клен – для нижней и грифа. Затем вручную вырезает детали и шлифует их. Особое внимание уделяет толщине и изгибам – от этого зависит звучание инструмента. А когда части готовы, Тан собирает их вместе и наносит лак, рецепт которого держит в секрете. Дело остается за малым: натянуть струны – и скрипка готова.
Тан Чин Сенг: "В этом процессе есть все: плотницкое дело, художественная работа, химия, акустика, физика — мне нравится, что изготовление скрипок требует знаний во многих сферах".
Тан делает 10 инструментов в год. Кроме скрипок создает виолончели и альты. Заказы приходят из Франции и Германии. Путь Тана вдохновил других малазийцев и сегодня он передает свое мастерство ученикам.