Центральное событие недели - третий международный арктический форум "Арктика - Регионы"
«Арктика — новый космос». Ставшая уже крылатой на полях форума фраза передает важность освоения стратегической территории и сравнивет ее с исследованиями, проводимыми в СССР. Это космические масштабы развития всего арктического региона, и его главной транспортной артерии — Северного морского пути.
Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ: «Сегодня от кольских удобрений, от металлов Норильска, от нефти Таймыра и Ненецкого округа, от газа Ямала, от новых проектов, которые развиваются на Чукотке и здесь, в Архангельске, зависит не только российская, но и мировая экономика».
Общий объем инвестиций крупнейших компаний в Арктике превышает 30 триллионов рублей. Реализовывать в короткие сроки производимые на экспорт товары можно только по Трансарктическому транспортному коридору.
Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области: «Трансарктический транспортный коридор точно рассматривается в перспективе, как основной узел консолидации всех экспортных грузопотоков, в первую очередь стран БРИКС. И еще раз повторю — это тот транспортный коридор, который сегодня лишен основных рисков, с которыми мы сталкиваемся на южных направлениях».
Трансарктический коридор включает в себя как железнодорожную так и портовую инфраструктуру. Архангельский и Мурманский порты — его главные узлы. Сегодня идет работа по наращиванию их инфраструктурной мощности. В комплексное развитие Трансарктического транспортного коридора войдет и новый пакет субсидий. Это поручение президента. Говорили и о международном сотрудничестве. Арктика сегодня привлекает внимание ведущих держав мира. Как короткий коридор между Европой и Азией и кладезь ценных ресурсов. К 2030 предстоит увеличить объемы внешней торговли не только за счет ресурсов, но и несырьевого экспорта, на две трети. Кроме того, перспективным видится и экспорт услуг — туристических, медицинских, образовательных, IT. А еще важно повысить узнаваемость национального бренда.
Роман Чекушов, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Задача, чтобы бренд „Сделано в России“ был не просто показателем принадлежности к месту производства товара, а он был неким знаком качества. То есть то, что маркируется брендом „Сделано в России“, чтобы потребитель и российский и иностранный абсолютно точно понимал, что это качественно, это соответствует наивысшим стандартом».
Поставить на рельсы, а потом успешно спустить на воду экспортируемый товар позволит тот самый Трансарктический коридор.
Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области: «Наша задача — создать максимально комфортные условия для наших экспортеров, снять те ограничения, которые есть. В первую очередь, снизить излишние издержки, которые сегодня есть в логистике и доставке наших экспортных товаров на новые рынки. Провести маркетинговую кампанию, которая могла бы повысить узнаваемость наших товаров на этих рынках».
Андрей Чибис, губернатор Мурманской области: «Самое главное, что наши международные партнеры, наши дружественные партнеры — Китай и Индия — активно заинтересованы в развитии этого транспортного коридора. А развитие транспортного коридора и реализация тех решений, которые приняты президентом, совершенно радикально изменят качество жизни и тех людей, которые живут на Севере».
В развитии Арктики все больше ставка на Архангельский морской торговый порт. Он уже стал активным игроком в экспорте из России — помогло развитие Северного морского пути. Чтобы активнее развивать перевалку грузов — нужно развитие инфраструктуры. В первую очередь обновление кранов.
Роман Чекушов, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «У нас есть идея через ФРП это сделать. Потому что есть программа через льготный лизинг. И там крановое оборудование включено. Можно просто склеить этот инструмент. Связали Цецена Николаевича с человеком, кто у нас в министерстве будет помогать ему этим заниматься. Я так понимаю, должны сформулировать потребность в виде конкретного оборудования. Техническое задание. И дальше будем этот процесс сопровождать».
Как заявил глава региона, развитие Северо-Запада и Арктики невозможно без современной инфраструктуры. Сегодня уже определены партнеры и инвестмодель. Кроме того, Архангельский транспортный узел получил поддержку со стороны дружественных стран. Это означает, что проект переходит в стадию реализации. О большом железнодорожном терминале говорили уже на другой площадке. Инвестпроект включает строительство отдельной железнодорожной ветки протяженностью 3,5 километра и площадки-платформы для выгрузки и хранения грузов. Предприятие вложило в проект собственные средства — более 500 миллионов рублей.
Андрей Годына, коммерческий директор транспортной компании: «Мы начали переговоры с клиентами, которые занимаются перевозкой грузов по Севморпути. С основными подрядчиками „Новатэк“, „Арктик СПГ 2“, „Норильским Никелем“. Также мы ведем переговоры с оператором китайской линии, который в пошлом году осуществлял несколько рейсов из Китая через Архангельск».
Мощности тылового терминала будут предложены крупнейшему лесопильному комплексу северо-запада. Зам. министра промышленности и торговли России Роман Чекушов встретился с руководством и этого предприятия. Ознакомился с полным циклом производства: от распиловки до упаковки и отгрузки. Мощности позволяют выпускать 750 тысяч кубометров пиломатериалов и 210 тысяч тонн топливных гранул в год. Отправляют не только на российский рынок, но также в страны Северной Африки и Ближнего Востока.
Дмитрий Крылов, генеральный директор лесопромышленного предприятия: «Здесь же река, а не море. У нас река, но сюда заходят морские суда. У нас на каждом участке свои причалы. Осадка 7,5 метров. Длина причалов 250 метров. Мы одновременно по два судна можем ставить и грузить».
Роман Чекушов отметил: сейчас перед бизнесом и органами власти стоит важная задача — расширить поставки российской продукции.
Роман Чекушов, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Абсолютно точно нам необходимо интенсивнее использовать логистические возможности наших регионов СЗФО. Это независимый выход в Мировой океан. Мы смотрим внимательно, каким образом мы можем поддержать развитие водных путей. Река-море, здесь причал речной. Можно сразу выходить в море и дотянуться абсолютно до всех экспортных рынков».
На основе проведенного анализа Минпромторг России примет решение о выделении логистической субсидии на развитие наиболее эффективных маршрутов.