В Петербурге открылась выставка работ импрессиониста Константина Горбатова
Живопись как праздник. После десятилетий забвения имя импрессиониста Константина Горбатова снова на слуху. В Петербурге открылась выставка его картин из музея "Новый Иерусалим". О творческом почерке художника и драматической истории его жизни – Жанна Скворцова.
Таким Петербург видел только Константин Горбатов. В каждом его уголке – от Васильевского острова до набережных и подворотен – художник находил что-то трогательное, до боли знакомое. То, что тысячи раз уже писали другие. Те же Ростральные колонны у мастера особенные, Горбатовские. Жизнь для меня – это краски. Без красок жизни нет. Говорил художник. И горбатовская живопись – это смелые мазки, игры с тенями и отражениями. Воздух, свет, красочная феерия. Он сумел наполнить свои работы простыми радостями – жить и видеть красоту. Родился на Волге, учился в Петербурге. Северной столице он и завещал всё своё творческое наследие. Письмо с последней волей Константина Горбатова потом найдут в его берлинской квартире, где после головокружительной карьеры художник умер. В забвении и нищете.
"Соцреализм. После Войны была совершенно другая повестка. И, конечно же, этот русский импрессионизм – это буйство красок. Оно было не так востребовано. И он ждал. Он ждал своего второго восхода. Он ждал своего времени", – говорит генеральный директор Государственного историко-художественного музея "Новый Иерусалим".
Вместе с живописцами Исааком Бродским и Арнольдом Лаховским Константин Горбатов исколесил пол России. Долго жил за границей, где экспериментировал со сложными ракурсами и композицией. Впитывая художественный язык французских и итальянских импрессионистов, мастер трактует его на русских манер. Поэтично, с толикой ностальгии. Волжские пейзажи, Великий Новгород, Китеж-град Горбатова заставляют зрителя по новому оценить национальное наследие. Позже опыт натурной живописи поможет русскому эмигранту. Художник покинул страну в 1922, так и не смирившись с новой властью. Потеряв родину, он не потерял с ней духовную связь и рисовал по памяти.
"Даже придумывая, сочиняя какие-то композиции в одном полотне, совмещая разные элементы – и архитектурные, и пейзажные, тем не менее, какое-то обаяние, специфику того или иного древнерусского города Константин Горбатов всегда передавал", – говорит директор Государственного музея "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.
56 живописных и графических работ из собрания музея "Новый Иерусалим". Это одна из самых полных коллекций творчества художника. История о человеке с непростой судьбой и солнечной энергетикой после десятилетий забвения засияла вновь.