Сокрушительное обаяние: 90 лет со дня рождения Олега Табакова
Исполнилось 90 лет со дня рождения Олега Табакова. Он называл себя "человеком с комплексом полноценности" – любимый актер нескольких поколений, непревзойденный театральный строитель и стратег, мастер, дело которого продолжают ученики. О такой, судьбе говорят "счастливая", но это результат умения дарить счастье. Яна Музыка продолжит.
Олег Табаков прославился после первого же появления на экране. Его Сашка в ленте Михаила Щвейцера "Тугой узел" – не просто громкий кинодебют. Это первый, образцовый герой оттепели. Критика говорила об "инфантильной зрелости" и "срывающейся мальчишеской принципиальности". Но это были не недостатки дебютанта, а качества, которых время требовало от своего героя.
В театр Олег Табаков вошел вместе с плеядой молодых актеров, основавших "Современник". Несмотря на громкие актерские успехи, одной профессией артиста не ограничился. С 1970-го по 1976-й он был еще и директором "Современника". С середины 1970-х начал заниматься педагогикой. Мастер курсов в ГИТИСе, ректор Школы-студии МХАТ, создатель собственного колледжа. Особая страница – театр-студия, известная всей стране как "Табакерка". Табаков создал театр двадцатилетних. Про сегодняшний день, по-настоящему, с кровью. Евгений Миронов, Владимир Машков, Андрей Смоляков, Сергей Безруков, Анна Чиповская. Даже не десятки, а сотни тех, кого Табаков называл своей "командой мечты" – сегодня их работы определяют лицо российского театра и кинематографа.
"Его учитель Василий Осипович Топорков был любимым учеником Константина Сергеевича Станиславского. И Олег Павлович фактически это второе рукопожатие от Станиславского. Если говорить о его педагогической деятельности, он работал с молодыми людьми, добиваясь от них энергоемкости, точности, органичности и понимания, что эта профессия требует постоянного обучения", – заявил художественный руководитель Театра Олега Табакова, народный артист России Владимир Машков.
В кино на Табакова несколько раз примеряли маски, которые ему не очень шли: большевик Бухарин, Николенька Ростов. Нет, романтика, обреченность на гибель – не про него. Табаков нашел свое амплуа, бросавшее вызов и русской, и советской традиции. Киногерой Табакова – человек в абсолютном ладу с самим собой. Суть этого образа – "жизнь удалась".
"На моих глазах он получил какие-то страшные известия, я думал: боже мой, у него сейчас разорвется сердце... Он съедал бутерброд, потом второй, потом пирожное, запивал это соком – и, как птица Феникс, из пепла возрождался. У него новая мысль, что дальше делать, какие планы. И я вам могу сказать: он абсолютно в этом смысле держал свою судьбу в своих руках", – поделился художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов.
Абсолютный приоритет Табакова – талант. И талантливому он помогал. В поле его зрения, как руководителя, попадали даже те постановщики, которые не исповедовали его художественную систему. Рискуя, Табаков давал им возможность дебюта на исторических подмостках МХТ.
"У него была та самая чуйка. Как говорят, у художественного руководителя должна быть чуйка на проект, чуйка пригласить актеров, которые прославят театр и сделают его успешным. Очереди во МХАТ имени Чехова всё-таки начались с Олега Павловича Табакова", – добавил художественный руководитель Московского губернского театра, народный артист России Сергей Безруков.
Успех Табакова как артиста, режиссера, педагога и руководителя, похоже, определялся одним и тем же фактором. Олег Павлович верил: искусство должно радовать, необходимо, чтобы выходя из театра человек обретал надежду.
К 90-летию Олега Табакова наш канал покажет спектакль МХТ имени Чехова "Юбилей ювелира". Смотрите сразу после выпуска, в 19:45.