Всемирный день фотографии
Сегодня – Всемирный день фотографии. 19 августа 1839 года Французская академия наук назвала изобретение Луи Дагера "подарком миру", а правительство выкупило технологию и сделало её общедоступной. В эпоху гаджетов все мы – фотографы. Но к этому вёл очень долгий путь. Ксения Луженкова продолжит.
Негатив и позитив одновременно – в зависимости от угла освещения. Дагеротип – это изображение на зеркальной поверхности из тонкого серебра. Фотограф Алексей Серебряков сохраняет и модернизирует технологию с без малого двухвековой историей. Это так называемый Дагеротип Беккереля, пластинка пропитана парами йода.
Алексей Серебряков, фотограф: "Проявка происходит при засветке лучами красного спектра 650 нанометров. То есть используются фильтры, которые пропускают только эти лучи. В классическом же – меркурьевом дагеротипе – используются йод и бром, бром значительно ускоряет экспозицию, и проявка происходит парами ртути".
Для первых дагеротипов, по устоявшемуся мнению, позировали несколько часов. Миф развеяли в Историческом музее. На снимке середины XIX века лошадь по кличке Лебедь изображена удивительно четко.
"Хвостик у нас немножко размыт. Лошади – это чуткие животные. Как они все время прядут ушками, как они делают взмахи непроизвольные хвостиком. Такой снимок можно сделать, на выдержке одна тридцатая, одна пятнадцатая. Секунды!", – говорит заведующая мастерской реставрации фотодокументов Государственного исторического музея Маргарита Далибандо.
Уже в 50-х годах с помощью светочувствительного вещества изображение проявляли на стекле, металлах и ткани. Вот, например, паннотип – изображение Николая I на смертном одре – на ткани. Родоначальником технологии стал Генри Тальбот. Он пропитал бумагу солями серебра.
"Вот это его лицевая сторона, это его оборотная сторона. Мы видим на просвет, что он у нас прозрачный", – объясняет Маргарита Далибандо.
В начале прошлого века фотография стала цветной. Русский фотолетописец Прокудин-Горский делал три черно-белых негатива и пропускал их через три фильтра. Именно ему удалось запечатлеть Льва Толстого. Он уговаривал классика несколько дней, чтобы за шесть секунд сделать знаменитый снимок. А более ранняя цветная технология – автохром – принадлежала братьям Люмьер. Крупицы крахмала – аналог современных пикселей.
"Наносятся зернышки крахмала, окрашенные в три основных цвета: красный, зеленый и синий, и светочувствительный слой наносится тоже. И когда мы смотрим после экспонирования и проявки изображения на свет, то мы получаем цветное изображение", – рассказывает куратор выставки, арт-директор Центра визуальной культуры Béton Алексей Логинов.
Фотография покинула пределы ателье и стала инструментом фиксации реальности. Улицы городов наполнили фотожурналисты. Феллини в фильме «Сладкая жизнь» дал им прозвище «папарацци». Сам режиссер, по легенде, назвал королем папарацци Рино Бариллари.
Фотограф регулярно становился участником потасовок. За жизнь он попадал в больницу 165 раз. Однажды Бариллари застал молодую актрису с любовником прямо в день ее свадьбы. Невеста с негодованием размазала по его лицу мороженое.
Сегодня фотография – не только произведение искусства, но и модное высказывание. Работы Дмитрия Булина демонстрируют изящество нарядов через сюрреалистические образы Дали и Магритта. В Мультимедиа Арт Музее феномен фотографии исследуется почти тридцать лет. В экспозиции – специальные декорации, в которых каждый может стать героем модной фотосессии.
"Видите, работа Головкина висит. В этой фотозоне снимаются с душем. Потому что мы все-таки в душе. И душ – часть нашей жизни. И и это промывает мозги и позволяет нам быть более живыми и попробовать себя в роли модели и фотографа", – делится директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Сотрудники музея отмечают: "Фотография в эпоху социальных сетей становится универсальным средством общения, но остается видом искусства".