"Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна увидели в Аргентине
Фильм, который изменил представления о кино. "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна увидели в Аргентине. Показ, приуроченный к 100-летию картины, прошёл во Дворце Свободы в Буэнос-Айресе – крупнейшем культурном центре Южной Америки. Репортаж Сергея Брилёва.
С минуты на минуту здесь начнут собираться зрители. Здесь – в этом престижнейшем зале Буэнос-Айреса. Именно здесь, в Аргентине, пройдёт первое мероприятие в мире! в честь 100-летия "Броненосца Потёмкина". Аргентинских зрителей было столько, что выкуплены были все 2 тысячи 500 мест!
"Могучая кучка" XIX века – вот под чью до-революционную музыку в Аргентине века XXI решили показать "Броненосца "Потёмкина", который предоставил "Мосфильм". Ибо искусство – вечно. Слово – дирижёру.
"Это нейроны соединяются!", – говорит дирижёр Национального молодёжного симфонического оркестра имени освободителя Сан-Мартина Сантьяго Чоцурян.
А что же это всё-таки за зал-центр такой? Ещё совсем недавно это был главный аргентинский Почтамт. Но в Аргентине ведь бесконечные политические "качели". Помните была такая президент Кристина Киршнер? У неё умер муж. Она это дело превратила в "Культурный центр имени Нестора Киршнера".
Расслышали? Скандируют "Сэ-Сэ-Ка". Это – прежняя аббревиатура названия этого центра имени Киршнера, который правый президент-либертарианец Милей переименовал в “Palacio Libertad”, "Дворец Свободы". Вот, и Россия в 1905-м встала на дыбы. Но помнят все – искусство. Хотя...
Матрос Вакуленчук, – вот о ком знают все, кто смотрел фильм. Но он, Вакуленчук, – погиб в начале восстания. А, вот, матрос Матюшенко, который возглавил восстание после... Аргентина!, – вот, где не сам Матюшенко о, но другие выжившие оказались в изгнании. И здесь уже белая эмиграция внесла их не то, чтобы святцы, но аргентинский антрополог и политолог Андрес Сербин, – вот, кого хорошо знают наши постоянные зрители.
Он – о своей бабушке: "Mi abuela era Татьяна Васильевна Матюшенко".
Та Матюшенко, которая его бабушка, уехала в ту самую Аргентиину.
"Она всегда мне рассказывала о племяннике, который тоже был из Санкт-Петербурга, и который в семье был "чёрной овцой", потому что был коммунистом: тем самым Матюшенко с броненосца "Потёмкин", – рассказывает президент латиноамериканского аналитического центра CRIES Андрес Сербин.
Мы проверили. Оказалось, Матюшенко с "Потёмкина", Матюшеко Афанасий Николаевич, был уроженцем никак не Петербурга, а Харьковщины. То есть, это – тот случай, когда через сто лет бывшие "белые" соединяются с бывшими "красными" благодаря гению Эйзенштейна: его съёмкам и монтажу, которые, с одной стороны, породили канон, а с другой стороны продлили свою реальность.
Сильвана Ярмолюк-Строганова, кинорежиссёр: "Наш любимый основатель, можно сказать, ВГИКа".
Выпускница ВГИКа Сильвана Ярмолюк-Строганова, – вот, кто несмотря ни на что пытается удержать ту общину соотечественников, какие есть в Аргентине ещё с 30-40-х. Столетие "Броненосца "Потёмкина" – это и 100-летие показа. Здесь!
Сильвана Ярмолюк-Строганова: "Только год спустя после Москвы".
"Это всего-то через полгода!", – говорит президент Фонда аргентинской синематеки Марсела Кассинелли.
Лекция о "Броненосце Потёмкине", – вот что предшествовало. Публика – аргентинская интеллигенция. Каждое слово – ловят.
Марсела Кассинелли: "Потёмкин" – это тотально вселенская! Из-за всего. Из-за души".
"Произведения искусства – гораздо более открыты, чем мы думаем. Это – как мы! Мы сейчас говорим. И ведь никто друг от друга не закрыт?!", – делится дирижёр Национального молодёжного симфонического оркестра имени освободителя Сан-Мартина Сантьяго Чоцурян.