Деревянные храмовые скульптуры XVIII–XIX вв. реставрируют в Архангельске
Деревянные храмовые скульптуры XVIII–XIX веков реставрируют в Архангельском филиале Центра имени Грабаря. Для восстановления их прислали из нижегородских музеев. Священный Синод не одобрял "иконы на рези" как западный обычай, поэтому подобные изваяния считаются большой редкостью. Светлана Синицына продолжит.
Ангел с кусочком крылышка и частью рипиды – декоративного опахала. Эта деревянная скульптура XIX века на реставрацию поступила в аварийном состоянии и со следами прошлого ремонта. За время реставрации скульптура очищена от загрязнений, укреплены все части. Также укреплен левкас – им покрывают предмет перед росписью. Следующий этап – удаление серебрения. Под ним авторский красочный слой. Его восстановление, тонировка и затем защитное покрытие. Плачевно выглядела и деревянная фигура Богородицы.
"Она собрана из разных кусков, не из одного целого. Нужно было всё это собрать, было много расщепов на лице, на облачении. С оборота были расщепы, расколы", – рассказал художник-реставратор Алексей Чекин.
Также привели в порядок кованый крючок-крепление. Скульптуру в храме крепили к стене, чтобы не падала, когда к ней прикасались прихожане. Всего к архангельским мастерам из нижегородских музеев поступило пять памятников церковной старины. "Тайная вечеря" – 12 апостолов и Иисус Христос под "покрытием" – "профилактической заклейкой".
"Если бы она ехала в открытом виде, мы бы могли увидеть очень большие осыпи красочного слоя и левкаса. В данном случае всё сохранилось", – пояснила художник-реставратор Татьяна Турыгина.
После удаления тонкой микалентной бумаги мастер тут же укрепляет мельчайшие кусочки покрытия концентрированным рыбным клеем, такая скульптурная композиция иногда размещалась в храмах на Царских вратах. И две группы апостолов в этой "Тайной вечере" неслучайно.
"Две створы Царских врат, эти две группы располагались на одной и на другой створе. Вот такие изображения известны с XVIII века в Центральной России, но они крайне редки", – добавила заведующая отделом Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" Татьяна Кольцова.
То, что часть весомой Нижегородской коллекции попала к архангельским реставраторам, – большая честь и ответственность.