28 августа 2025, 08:57 28 августа 2025, 09:57 28 августа 2025, 10:57 28 августа 2025, 11:57 28 августа 2025, 12:57 28 августа 2025, 13:57 28 августа 2025, 14:57 28 августа 2025, 15:57 28 августа 2025, 16:57 28 августа 2025, 17:57 28 августа 2025, 18:57

Пушкинский музей взял "Курс на Север"

  • Картинка
  • Пушкинский музей взял "Курс на Север"
  • Картинка
    Пушкинский музей представляет выставку "Курс на Север‎"
  • Пушкинский музей взял "Курс на Север"
Художники, исследователи, колонизаторы и авантюристы – все эти персонажи из истории глобального Севера стали героями выставки.

"Курс на Север" взял Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Новая выставка отражает историю художественного освоения "края земли": от гравюр путешественников XVIII столетия до работ наших современников. Полярные пейзажи, отважных первопроходцев и героические стройки увидел Евгений Краков.

Северные края с их вечным холодом и безграничными просторами испокон веков притягивали необычных людей. Художники, исследователи, колонизаторы и авантюристы – все эти персонажи из истории глобального Севера, от Гренландии до Северной Америки, стали героями этой выставки.

"Север – это очень красиво. Это безусловно красиво, светло. Мы находимся в этих залах, и есть ощущение морозной свежести", – сказала директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ольга Галактионова.

Экспозицию открывают старинные работы – с XVII по XIX век. С гравюрами уживаются более поздние полотна – таких классиков, как Серов, Коровин и Маковский. В приоритете русские холодные края, поэтому здесь встречаются, например, сюжеты из жизни Камчатки, как на картине британца Джозефа Стадлера, или Архангельска, как у голландского художника Ромейна де Хоге на офорте "Отплытие посольства". С XVIII века Севером интересовались многие европейцы – это было частью национального мифа, стремлением к корням.

"Многие нации Европы стали осознавать себя как северные. Россия не уклонилась от этого процесса. В конце XIX века Север утвердился как нечто наше исконное. Чего на Севере не было? На Севере не было крепостного права, на Севере свободный народ. На Севере не было ордынского ига – там Русь-матушка осталась нетронутой", – отметил заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Илья Доронченков.

Восприятие Севера художниками менялось. Поначалу это была в их глазах суровая и опасная стихия, а потом в ней стали видеть уникальный шарм. Из-за другого солнечного цикла и обилия белого, даже свет там воспринимается по-иному. По мере работы на Севере художники находили способы показать более тонкие холодные оттенки. Передать на своих полотнах всю эту палитру сумел американский художник и путешественник Рокуэлл Кент, который за свою жизнь написал сотни северных пейзажей, в том числе российских.

"Сами художники признавали, что в северном свете и красках есть много притягательного, не менее чем, например, в красках южных", – добавила куратор выставки Анна Чернышёва.

В ХХ веке на Север пришла индустриализация, человек стал приспосабливать суровую природу под свои нужды. Сюда потянулась рабочая сила, а следом – творческая. Художники отправлялись в арктические экспедиции. В двадцатых годах прошлого века началось и системное изучение народов Севера, а художники взялись за их портреты. Из старинных культур на выставке особое место уделено поморам – это макет в масштабе один к десяти поморского судна – карбаса, которое испытали в деле наши современники.

"Исследователи этого проекта занимаются тем, что реконструируют по старым технологиям старинные поморские суда. И одно из первых судов, которое было реконструировано, – это карбас", – рассказала куратор выставки Александра Данилова.

На таком карбасе участники проекта "Мангазейский морской ход" год назад прошли три тысячи километров путем средневековых первопроходцев, от Архангельска до Мангазеи, ныне исчезнувшего первого русского заполярного города. Путешествие заняло два с половиной месяца. Карбас весит всего тонну, может развивать парусный ход до 25 километров в час. Корабль, сделанный по всем технологиям XVI века, вплоть до смоления, выдержал испытание льдами.

"Когда мы попали в эти ледяные поля, где-то за два дня мы поняли, как с этим обращаться. Лед бывает трехслойный: нижнюю плиту переворачиваешь – все остальные начинают расходиться. Дожидаешься прилива – лед немного расходится", – поделился участник экспедиции "Мангазейский морской ход" Вячеслав Мизин.

Выставка "Курс на Север" показывает разное понимание художниками духа таинственных северных земель и историю того, как человек пытался их покорить.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация