Как Ли Бауэри повлиял на современное искусство
Человек, превративший свою жизнь в искусство. Лондонская галерея Тейт представляет творчество Ли Бауэри – художника, который своими работами подрывал сознание публики. Подробнее о мастере арт-провокации – Алия Шарифуллина.
Если бы лондонские субкультуры 80-х годов смешались в одном котле, результат бы выглядел примерно так, как Ли Бауэри. Эксцентричный и провокационный. Художник, модельер, хореограф, перформер, клубный промоутер – он занимался всем, что выпадало из жестких определений искусства.
"В 18 лет Ли переехал из Австралии в Лондон и с головой окунулся в сумасшедшую клубную жизнь британской столицы, где процветала андеграундная субкультура New Romantic. Бауэри органично вписался в этот мир: посещая вечеринки в невероятных образах, он привлекал к себе максимум внимания", – рассказал куратор выставки Фионтан Моран.
Блестки, маски, странные шляпы, кислотные цвета, многослойные наряды, яркий макияж, ломка пропорций – все страны и эпохи в гости к Ли Бауэри. Традиции английского абсурда, говорили одни, ссылаясь на Льюиса Кэрролла, со страниц которого всё это сбежало. Традиции дендизма эдвардианской эпохи, говорили другие, вспоминая Оскара Уайльда. Традиции английского чудачества, говорили третьи, указывая на Уильяма Блейка. Все эти "сумасшедшие наряды", которые создавали Бауэри новое тело, представлены на этой выставке.
"Творческие эксперименты Бауэри тесно связаны с понятием телесности. Его костюмы – это образец телесной архитектуры или сюрреалистической скульптуры", – заявила вдова Л. Бауэри, художница Никола Рейнберд.
Всё, что он делал, было вызывающим и должно было вызывать у зрителя реакцию, шокировать – но вместе с тем это была и реакция самого Бауэри на то, что происходило в обществе в эпоху Маргарет Тэтчер. Он не просто упаковывал тело в гротескное "я", но и затягивал в мучительные корсеты, увеличивал с помощью протезов, обливал клеем – делался иным, бросая вызов нормам эстетики, гендера, идентичности. "Плоть – самая потрясающая ткань", – говорил Бауэри, и в этом с ним был согласен великий Люсьен Фрейд.
"Фрейда волновала телесность, и неудивительно, что он был очарован Бауэри, который работал со своим телом как скульптор: деформировал его, менял пропорции, иногда радикально, иногда даже с жестокостью. На портрете Фрейда можно увидеть дырки в щеках Бауэри – в них он втыкал огромные булавки, растягивая рот в постоянную улыбку", – добавил искусствовед Табиш Хан.
Влияние Ли во многом определило моду и поп-культуру спустя десятилетия после его артистического триумфа. И иммерсивная выставка "Это же Ли Бауэри!" показывает не только образы самого художника, но и его место в творчестве других значимых фигур.