Валентина Гафта вспоминали в "Современнике"
Валентина Гафта вспоминали в "Современнике" – театре, которому он отдал полвека и где сыграл свои лучшие роли. Вечер к 90-летию со дня рождения артиста назвали "Не прощаемся!..". Репортаж Юлии Кундрюковой.
В "Современнике" Валентин Гафт прослужил около полувека, до самой смерти. Именно в этих стенах его талант раскрылся в полную мощь. Заслуженный артист России Виктор Тульчинский не раз выходил с ним на одну сцену и всегда получал поддержку.
"Ты давай-давай там, начинаешь спектакль. Ты сразу должен начать как следует, чтобы зритель обратил внимание, начал слушать тебя. А я уже после тебя буду. Мне полегче будет", – говорит заслуженный артист России Виктор Тульчинский.
Коллегам сложно забыть знаменитые эпиграммы Гафта: их и ждали, и одновременно боялись.
"Те артисты, на которых он написал эпиграммы, – это отмеченные Гафтом люди. Можно получать звания заслуженного артиста, народного артиста, но если ты получаешь эпиграмму от Гафта, то это намного дороже", – подчеркивает актёр Леонид Ярмольник.
Памятный вечер назвали "Не прощаемся!..", Потому что имя Гафт на афише до сих пор собирает полные залы. Его режиссёром вечера стала Марина Брусникина.
"Восемь книг он выпустил собственных стихов. И всё, что касается его литературных текстов, у него замечательные есть, как у писателя, тексты. Как писателя, как поэта, как актёра – хотелось с разных сторон эту личность вспомнить", – рассказывает режиссёр, заслуженная артистка России Марина Брусникина.
Гафт-писатель и Гафт-поэт. Со сцены звучала и проза, и поэзия артиста. Его супруга Ольга Остроумова вспоминает, как часто была первым слушателем его строк.
"Читал что-то мне. Я говорила: "Ну, пиши-пиши". А я поэт? – он говорил. Я говорю: "Поэт-Пушкин. А ты пиши-пиши". А когда его не стало, я открыла и поняла, что он поэт", – вспоминает народная артистка России Ольга Остроумова.
В его списке нет неудачных ролей – так считают не только зрители, но и режиссёры, с которыми он работал в театре и в кино. Как, например, Владимир Машков, который снимал фильм "Сирота казанская".
"Он играл волшебника, фокусника. Главное волшебство которого – любовь. И он был невероятно требовательный, вы все знаете, и к окружающим, и к себе. И ко мне подходил, посмотрит и говорил: "Володя, че-то я плохо сыграл, давай ещё дублик", – делится художественный руководитель театра "Современник", народный артист России Владимир Машков.
В "Мастерской 12" у Никиты Михалкова Сергей Гармаш репетирует роль Городничего. Признается, что замечает, как вырываются некоторые интонации Гафта, который играл ту же роль здесь, в "Современнике".
Сергей Гармаш, народный артист России: "Всё равно у меня не получится сыграть её так, как Гафт. Я не буду на сцене Гафтом. Но основное понимание и концепция у меня – роли. Я старался делать то, что делал здесь Гафт в "Современнике".
Когда Валентин Гафт получил на руки долгожданную первую книгу своих стихов, он заметил, что одно стихотворение пропало. Продюсер Леонид Роберман обещал выпустить это стихотворение "Листок" отдельным изданием. Обещание выполнено, и в этот вечер каждый зритель это издание получил.