"Андрей Петров. Не только кино" – выставка в Музее музыки
"Андрей Петров. Не только кино" – выставка в Российском национальном музее музыки приурочена к 95-летию со дня рождения композитора, который не проводил различий между "высоким" и "низким" жанрами. Петров написал музыку к 86 фильмам, но по сравнению с его академическим наследием это капля в море. Чего мы не знаем об авторе узнаваемой киномузыки – расскажет Даниил Осокин.
Оперы и оперетты, балеты и драматические спектакли. И это далеко не все жанры, в которых работал Андрей Петров. Выставка, которую вы здесь видите, – экскурс не просто в столь разнообразное творчество композитора, но в его дом. Давайте заглянем в гости к Андрею Петрову. Вот прихожая, вот телефон. Если нажать на кнопку, телефон зазвонит. Прислонив трубку к уху, мы услышим, как сам хозяин квартиры рассказывает нам о ней. А пройдя чуть дальше, мы окажемся в рабочем кабинете композитора. На столе у окна тот самый письменный прибор, та самая настольная лампа и рукопись оперы "Маяковский начинается", которой будет посвящено отдельное пространство.
"Немножко странно, что я не могу присесть на кресло, на котором я обычно сижу. Ну вот же, это наше кресло, я же могу на него сесть!.. Нет, сейчас это музейный экспонат", – поделилась певица, актриса, внучка композитора Андрея Петрова Манана Гогитидзе.
В юности будущий композитор много времени проводил в библиотеке, сам писал рассказы, мечтая стать литератором, и сам же иллюстрировал их. Но всё изменилось после фильма "Большой вальс" о жизни Иоганна Штрауса.
"В этом фильме композитор едет в карете, по лесу, рядом с ним прекрасная женщина. Птички напевают ему какие-то мелодии, и тут же эти мелодии превращаются в музыку самого Штрауса. И юный Андрей решил, что так именно и живут композиторы", – рассказала композитор, дочь Андрея Петрова Ольга Петрова.
Из кабинета мы попадаем к "неизвестному" Андрею Петрову. Это рассказ о "Сотворении мира" – балете про Адама и Еву. Его показали в 60 странах мира – это достижение стало рекордом Книги Гиннеса. Но также были важны и три другие его работы: опера "Петр Первый", балет "Пушкин. Размышление о поэте" и опера-феерия "Маяковский начинается".
"Это не было задумано как триптих, а получилось триадой. Потому что три таких значимых фигуры: начала XVIII века – Петр I, начала XIX в. – Пушкин, начала ХХ в. – Маяковский. То есть вся жизнь России в его произведениях", – отметила куратор выставки Наталья Тартаковская.
"Оперетта, в которой много танцуют, или балет, в котором много поют" – так Андрей Петров подписывал партитуру для "Мы хотим танцевать". И это свободное перемещение между жанрами и формами было главной особенностью творчества великого композитора. И всё же Андрей Петров многим известен именно как автор любимой музыки из кинофильмов.