Почему желания "коалиции желающих" не исполняются
Во всяком случае, об отказе отправлять на Украину свои войска уже заявили Германия, Италия, Румыния и Болгария. После слов Путина о том, что Россия иностранные войска на Украине будет просто-напросто уничтожать, "коалицию отжелавших", вероятно, ждет пополнение.
Эти слова Путина, адресованные "коалиции желающих", можно даже повторить – для закрепления.
"Что касается возможных воинских контингентов на Украине. Это одна из первопричин втягивания Украины в НАТО. Поэтому, если там будут появляться какие-то войска, особенно сейчас, в ходе ведения боевых действий, исходим из того, что это будут законные цели для их поражения. А если будут достигнуты решения, которые приведут к миру, к долгосрочному миру, то тогда я просто не вижу никакого смысла в их нахождении на территории Украины, вот и все. Если договоренности будут достигнуты, пусть никто не сомневается, что Россия их будет исполнять в полном объеме. Мы будем уважать те гарантии безопасности, которые, конечно, должны быть выработаны и для России, и для Украины. <…> Во всяком случае, с нами на серьезном уровне пока это никто не обсуждал", – сказал президент России.
Вообще в самом названии "коалиция желающих" есть что-то ущербное. Куда сильнее звучала бы "коалиция могущих". А тут – не могущих, а только "желающих" – грезящих, томимых. Или "коалиция снедаемых фантазиями". А что? Ведь точно. Хотя мягковато. Немецкая газета Berliner Zeitung куда более безжалостна:
"Если посмотреть на ситуацию трезво и послушать [премьер-министра Британии] Стармера, [канцлера Германии] Мерца и Макрона, угодливо сидящих в Белом доме перед президентом США, то их речи звучат вовсе не как победные фанфары. Скорее, эти лидеры похожи на хор старых евнухов", – пишет издание.
Если же посмотреть на реальный результат деятельности "коалиции желающих", то это же катастрофа. Норвежский публицист Пол Стейган с марксистской остротой заявил:
"В ЕС нет реальных сил, достаточно мощных, чтобы удержать эту конструкцию на плаву. Бюрократия со всеми ее планами и директивами весьма обширна, но без твердой экономической опоры практически бессильна. Еврокомиссия сотворила подлинный "шедевр", рассорившись со всеми основными мировыми блоками. В первую очередь, разумеется, с Россией – своим естественным партнером, надежным поставщиком энергии и важным рынком сбыта – но с некоторых пор еще и с США, и с Китаем".
А вот так выразил холодную рассудочность экс-президент Франции Николя Саркози:
"Следует констатировать, что на международной арене больше изолирована Европа, чем Россия. Это огромный риск для Запада. Мы проигрываем этот политический конфликт".
Да, самый активный внешнеполитический вектор Евросоюза – узурпатор власти Владимир Зеленский. Он заласкан до неприличия. Есть кадры со встречи "коалиции желающих" в Париже, на которых они с Макроном, словно жених и невеста, сидят во главе стола.
Вообще трудно было для этой встречи выбрать место хуже. Во Франции – правительственный, экономический, финансовый (и любой) другой кризис. Рейтинг самого Макрона уже ниже 15%. Хуже не бывало и не бывает. Макрон – фигура трагикомичная.
Экс-президент Франции Саркози уже хохочет над ним:
"Короче, я с ним обедал, и президент меня спросил: "Скажите, что нужно сделать?" Я ответил: "Я вам этого не скажу, потому что вы сделаете все наоборот. Вы уже восемь лет просите у меня совета, а потом делаете все практически наоборот". <…> Вот такой у нас был разговор. Я покинул Елисейский дворец в 15:45. Больше невозможно было. И он тогда мне кое-что сказал, и это меня очень встревожило. Он сказал: "Думаю, вы правы". И тогда я убедился, что он сделает все ровным счетом наоборот".
Так что в Европе? Принимая в Париже Зеленского и "коалицию желающих", Макрон был настроен внешне даже решительнее обычного: замах был явно на рубль – европейские политики и военные проделали прямо-таки титаническую работу.
"Работу, которая позволяет мне сегодня заявить вам, что мы, европейцы, готовы предоставить гарантии безопасности Украине и украинцам в день подписания мирного соглашения", – заявил Макрон.
Гарантии безопасности, которые европейские спонсоры готовы предоставить Киеву, состоят в финансировании, обучении и перевооружении украинской армии – это первое. А второе – ввод некоего "демонстрационного" контингента на запад Украины.
Численность его точно не определена или, по крайней мере, не разглашается, но скрытые цели понятны – организовать лагеря подготовки боевиков для совершения терактов на территории России: человеческого материала в разрушенной экономически и социально стране будет предостаточно. Проблема в одном – весь этот мирный план Макрона и компании сработает только под прикрытием США.
"Все хотели, чтобы, прежде всего, американцы увидели, что Европа готова выполнять свои обязательства и предоставлять эти силы. Чтобы это также подтолкнуло американских партнеров к усилению давления на Путина", – заявил премьер-министр Польши Дональд Туск.
В четверг в Париже они были уверены, что демонстрируют президенту США Трампу выполнение своей части сделки, о которой вроде бы договорились в ходе своего группового вояжа в Вашингтон сразу после российско-американского саммита на Аляске. Однако выяснилось, что никакой сделки не было. Повод напрячься у них появился уже в тот момент, когда вместо привычного и понятного им спецпосланника американского президента Дональда Трампа по Украине Кита Келлога во Францию прилетел Стив Уиткофф – "кремлевский контактер" Трампа. Он посидел с ними 20 минут, а потом уехал, чтобы сообщить президенту США о желании европейцев поговорить с ним по телефону.
Разговор состоялся. Если верить газете Bild, которая первой сообщила подробности – лучше бы не звонили. Сторонники Украины испытали недовольство и разочарование из-за Трампа. Даже после телефонного разговора в четверг европейская сторона не считает, что Трамп решится на санкции против России.
Они считали, что угадали момент – Трамп раздражен картинкой и содержанием саммита ШОС. Подходящий момент, чтобы спровоцировать Белый дом на санкции в отношении России и ее ключевых торговых партнеров.
Но эта примитивная манипуляция не сработала – Трамп оказался сложнее, чем они о нем думали, рассчитывая на мгновенный отклик. Вместо этого президент США остался в парадигме "это не проблемы Америки" и предложил им самим начинать торговую войну с Китаем и Индией, а также окончательно перекрыть поставки нефти из России. Без гарантий со своей стороны.
Закономерно единственным, кого в полном объеме воодушевила подобная перспектива, оказался Зеленский, у которого появилось что-то вроде оправдания террористическим атакам на транс-европейскую энергетическую инфраструктуру. Конкретно – на нефтепровод "Дружба", идущий в Словакию и Венгрию – это "санкции" у него такие.
Поэтому Украина нашла такой способ санкций. Но, безусловно, вызывает радость, что сегодня Соединенные Штаты Америки полностью открыто говорят о том, что, называя эти страны, они указывают на то, что те помогают российской военной машине, и нужно это остановить.
В пятницу на встрече в Ужгороде словацкий премьер Фицо не стал резко оппонировать Зеленскому. Видимо, не желая вызывать большее недовольство Брюсселя, чем уже вызвал своим появлением на саммите ШОС. Зато в Будапеште предельно конкретны: не будет у Венгрии российской нефти – не будет Украины в Европейском союзе.
По словам Зеленского, он удивлен тем, что Венгрия выступает против членства Украины в ЕС, хотя Россия – вроде как нет.
"Зеленский вновь в своем стиле. Но, в отличие от него, наша позиция не формируется извне. Нас не волнует мнение Москвы. Нас интересует мнение венгерских граждан – и они четко дали понять: они не хотят видеть Украину в ЕС", – сказал министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.
Причем все прекрасно понимают, что вступление Украины в ЕС – это смертельный номер для европейской бюрократии и национальных элит. Он будет сопровождаться такой крестьянской войной, которая поставит под вопрос политический уклад и целостность организации. И есть жестокая ирония в том, что самый страшный враг ЕС – это не Россия, не Китай и не Америка Трампа.
До поездки в Париж глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен несколько дней болталась по Прибалтике и Восточной Европе, которые она окрестила "фронтовыми странами". Президент Литвы Науседа с вертолета показывал ей строительство оборонительных линий и те районы, которые его военные стратеги планируют заново заболотить, чтобы остановить продвижение русских танков. Программа будет финансироваться за счет Европы – Пентагон как раз объявил о том, что сворачивает военную помощь странам, граничащим с Россией – так что деньги на разведение комаров придется искать фон дер Ляйен. Впрочем, не этот, а совсем другой полет "брюссельской валькирии" на неделе привлек всеобщее внимание.
У самолета, который перевозил фон дер Ляйен, заглушили GPS-навигацию. Пилотам пришлось использовать бумажные карты, чтобы посадить самолет. Болгарские власти обвинили в случившемся Россию.
"Русские отключили навигацию в самолете"; "пилотам пришлось садиться по бумажным картам"; "самолет лишний час кружил в воздухе". Интернет-ресурс Flightradar, который отслеживает воздушное движение, показал, что опоздание рейса составило всего девять минут, и на маршруте не наблюдалось никаких странных отклонений от курса. Но чего только европейские СМИ не напридумывали, чтобы сбить явно негативный фон, на котором прошла вся поездка фон дер Ляйен в Болгарию.
"Под руководством Урсулы фон дер Ляйен Европейский союз гремит оружием против России. 80%, если не 90% болгарского населения не видит в России врага. Болгары видят врага в политике Европейского союза, видят врага в Урсуле, видят врага в политике НАТО", – заявил председатель партии "Возрождение" Костадин Костандинов.
Но ладно болгарская оппозиция. Вполне лояльные Брюсселю болгарские власти открыто демонстрировали недоумение по поводу прозвучавших в адрес России обвинений.
На вопрос о том, был ли заглушен GPS-cигнал, заместитель премьер-министра Болгарии, министр транспорта и коммуникаций Гроздан Караджов ответил так:
"По эмпирическим данным, по данным радиоперехвата, по данным, которыми располагают наши агентства, подчеркиваю – это гражданские авиационные службы, военно-воздушные силы, а также комиссия по регулированию связи – независимый орган, следящий за радиочастотным спектром, – нет ни одного факта, подтверждающего подобное утверждение".
Но факты давно уже заменены на фейки – на них держится все идеологическая конструкция. Трещины в ней появляются в тот момент, когда политически целесообразно сказать правду.
Подыгрывая Навроцкому – своему преемнику на посту президента Польши (который явно настроился на ревизию не только отношений с Германией – вопрос о репарациях за Вторую мировую снова на повестке дня, – но и польско-украинской дружбы) Анджей Дуда разоткровенничался по поводу эпизода, случившегося осенью 2022 года: тогда украинская ракета ПВО, сошедшая с траектории, залетела в Польшу и убила двух механизаторов. Зеленский тогда тоже звонил, уговаривал Дуду свалить все на Россию.
– Вы были тогда шокированы? – спросил журналист Богдан Рымановский.
– Нет, – ответил Дуда.
– Вы не восприняли это как попытку втянуть Польшу в войну? – уточнил журналист.
– Да.
– И что вы ему сказали?
– Ничего. Они с самого начала пытались втянуть всех в войну. Это очевидно, это в их интересах, и в идеале они могли бы втянуть в войну и страны НАТО.
И ведь не сказать, что этот план совсем не сработал. По крайней мере, рано подводить под ним черту, учитывая, что идет он с опорой на внутренние ресурсы НАТО, где сформировался многочисленный клуб абсолютно невменяемых, в котором сложно выделить лидера – они все друг друга стоят.
Генсек НАТО Рютте слышать ничего не хочет. Журналист издания Der Spiegel спросил у него:
– Вы несколько раз указывали, что очень важно заявить о выделении сил для обеспечения этих гарантий. Поясните, пожалуйста, почему вы так упираете на этот момент? Невзирая на то, что Россия предельно ясно дала понять, что не согласится на размещение сил НАТО на территории Украины в обозримом будущем?
– А почему вас интересует мнение России о силах НАТО на Украине? Это суверенное государство. Это не им решать! – ответил Марк Рютте.
Бывший премьер Нидерландов так и не уловил тот момент, когда игнорировать мнение России стало просто опасно, потому что Россию перестало интересовать мнение таких, как Рютте. Хотя ведь он уже все просчитал. В Европе нет безопасных мест, признал генсек НАТО на прошедшей неделе. Но получается, что они готовы рискнуть. И если бы только своей головой – так не велика потеря. Потому что там, как правило, вообще ничего нет.
Раньше казалось, что бывший министр иностранных дел Германии Анналена Бербок – "интеллектуальное дно", но снизу постучала глава евродипломатии Каллас.
"Россия обращалась к Китаю и говорила: "Россия и Китай сражались во Второй мировой войне, мы выиграли Вторую мировую войну, мы победили нацизм", а я подумала: "Окей, это что-то новенькое". Если вы знаете историю, это вызывает много вопросов. В наши дни люди на самом деле не так уж много читают и не помнят историю. Видно, что они верят в эти нарративы", – заявила Кая Каллас.
Нынешняя глава евродипломатии, видимо, верит в то, что памятники советским солдатам в Берлине ни с того ни с сего построили сами немцы. Или инопланетяне. "Что-то новенькое" для нее – участие Китая не только в войне против милитаристской Японии, но и в антигитлеровской коалиции. Это для нее не факты, а нарратив – политически обусловленная интерпретация факта. Они только нарративами и живут, что в меняющемся мире вызывает сильную болтанку. Некоторые из них пытаются приспособиться к новой реальности, в которой США перестали быть надеждой и опорой.
Глава МИД Польша Радослав Сикорский заявил:
"Я не хочу указывать Украине, что делать, но я считаю, что Украина должна остаться в границах, которые может защитить, и иметь возможность интегрироваться с Западом".
Министр иностранных дел Польши Сикорский фактически повторяет мысль, высказанную ранее президентом Финляндии Стуббом, который считает, что его страна в 44-ом году прошлого века "победила" СССР по той причине, что, утратив территории, сохранила возможность для суверенного развития.
Историю Стубб, конечно, тоже подменяет нарративом – Финляндия сохранилась потому, что на 79 лет с разрешения Сталина стала нейтральным внеблоковым государством. Это факт, как и то, что небольшая и малонаселенная северная страна в текущих реалиях приобрела на Западе непропорциональный вес. Только потому, что ее президент играет в гольф с Трампом.
А другие – в первую очередь, лидеры "коалиции желающих" – худеют на глазах. И не только потому что не играют. Завтра Макрон с вероятностью 99 процентов потеряет очередное правительство, что не спасет Францию от страшного долгового кризиса, а его самого – от настойчивых требований уйти в отставку досрочно.
Перестановки в британском кабинете министров не отобьют охоту у водителей следовать призывам с плаката посигналить, если они считают Стармера чудаком – на самом деле там другое слово. Не избавят Британию от позорной необходимости обращаться за деньгами к МВФ, от скатывания к гражданскому конфликту между коренными британцами и мигрантами. Не спасут лейбористов и консерваторов от роста правых настроений, которые могут вынести на гребень партию "Реформ" Найджела Фараджа.
"Это правительство находится в глубоком кризисе. Они растеряли популярность через год после победы на парламентских выборах. Нам всем стало ясно, что этот кабинет состоит из неквалифицированных людей. Они не способны управлять", – заявил Фарадж.
Впрочем, если британские лейбористы растеряли популярность за год, то христианским демократам в Германии удалось уложиться с этим в более сжатые сроки. Через сто дней после драматичного – со второго раза – утверждения Мерца на посту канцлера, действия его коалиционного правительства одобряют 22% избирателей, а 77% оно совсем не нравится.
Здесь стоит вспомнить, что конец предыдущего правительства Олафа Шольца случился в тот момент, когда уровень доверия к нему составлял 14%. То есть при сохранении нынешних темпов у Мерца есть все шансы уложиться с очередным политическим кризисом до конца текущего года. С какой стороны ни посмотри, неудачное время для канцлера с его-то амбициями: от "экономического истощения России" до полного расстройства и меланхолии – всего несколько дней, один саммит ШОС. Один разговор с Трампом.
"Мы не в состоянии оказать достаточное давление на Путина, чтобы он прекратил эту войну. Мы зависим от помощи американцев. Мы видим, что Китай, Индия, Бразилия и другие страны мира проявляют открытость к России. И там формируется новое партнерство в рамках так называемого шанхайского формата. Меня беспокоит и, признаюсь, огорчает, что мы, европейцы, не играем в мире той роли, которую хотим играть", – заявил канцлер Германии Мерц.
Это посыпание головы пеплом крайне интересно и симптоматично: как с таким настроением вводить войска на Украину?
Осознание того, что вся их зацикленность на противостоянии с Россией работает исключительно против них, наверное, придет к Мерцу и другим еще не скоро, если вообще когда-нибудь придет. Но главное ясно уже даже им: политику иногда называют "искусством возможного", и европейская политика в настоящий момент вышла слишком далеко за рамки собственных возможностей.