9 сентября 2025, 08:58 9 сентября 2025, 09:58 9 сентября 2025, 10:58 9 сентября 2025, 11:58 9 сентября 2025, 12:58 9 сентября 2025, 13:58 9 сентября 2025, 14:58 9 сентября 2025, 15:58 9 сентября 2025, 16:58 9 сентября 2025, 17:58 9 сентября 2025, 18:58

В Кронштадте спасли от обрушения подпорные стены Петровского дока

  • Картинка
  • В Кронштадте спасли от обрушения подпорные стены Петровского дока
  • Картинка
    В Кронштадте спасли памятник инженерной мысли XVIII века
  • В Кронштадте спасли от обрушения подпорные стены Петровского дока
Полноценная реставрация будет продолжаться.

Необычную спасательную операцию провели в Кронштадте. Там удалось предотвратить обрушение подпорных стенок водосливной системы Петровского дока. Но полноценная реставрация еще впереди. Об истории строительства трехсотлетнего памятника инженерной мысли – Сергей Загацкий.

О том, что эти три стены помнят едва ли не самого Петра I – знали лишь краеведы и историки. При всей своей неказистости они – часть самого грандиозного гидротехнического сооружения Европы XVIII века – сухого судоремонтного дока. Который настолько огромен, что полностью увидеть систему можно только на музейном макете.

"Вы можете увидеть здесь батопорт, камеру сухого дока, это южная камера. Крест-канал, где есть еще несколько камер, есть три подпорные стенки, которые вы только что видели", – рассказала заместитель директора Музея истории Кронштадта Наталья Маняхина.

Строить сухой док в Кронштадте начали в 1719 году – по личному повелению и проекту Петра I. Док должен был стать частью целой системы пересекающихся каналов и гаваней. Сохранилась старинная гравюра – вот так должен был выглядеть остров Котлин, если бы все получилось.

"Вот место, где шло пересечение двух каналов. Один должен был идти дальше на север, а перпендикулярный ему должен был уходить на восток. Там он должен был заканчиваться бассейном, к которому должны были примыкать 6 ремонтных стапелей. Как тогда говорили – высоких сухих доков", – объяснил научный сотрудник Музея истории Кронштадта Александр Фёдоров.

Грандиозным планам помешала смерть Петра I. Уже построенный и облицованный камнем перекресток несостоявшихся водных путей решили использовать иначе – в качестве судоремонтного дока. Поразительно, но все это функционировало по прямому назначению вплоть до XXI века: последний корабль заходил на ремонт в Петровский Док в 2006 году. Впрочем, до недавнего времени сооружения Петровского Дока оставались для туристов главной тайной Кронштадта – все принадлежало военным. Но несколько лет назад гидросистему передали городскому историческому музею и объявили объектом культурного наследия федерального значения.

Олег Быховский, врио директора Музея истории Кронштадта: "Эта стена в лучшей степени сохранилась, ту стену пришлось специальным раствором закрыть, чтобы она не разрушалась, но при реставрации она будет приведена примерно в такой же вид".

Это – еще не реставрация, подчеркивают специалисты. Сейчас расчистили каменную кладку, собрали и укрепили развалившиеся участки и законсервировали объект. Полноценное восстановление начнут параллельно с возрождением основных сооружений Петровского Дока – но на это нужен отдельный проект и немалые средства. Тем не менее, пройден важный рубеж: впервые за три столетия объект полностью открыт для туристов.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация