Исполнилось 100 лет со дня рождения Кирилла Лаврова
Исполнилось 100 лет со дня рождения народного артиста Советского Союза Кирилла Лаврова. Более полувека он посвятил Большому драматическому театру, исполнил десятки ярких ролей на сцене и в кино. О своём актёрском методе говорил – "я каждый раз искренне подхожу к роли, как студент к первой работе". Екатерина Грициенко продолжит.
Образ безответственного старого графа в фильме "Мой ласковый и нежный зверь" он наделил глубиной и очарованием. Его талант планетарных масштабов позволял играть Королева – посвятившего жизнь полету в Космос. И вождя мирового пролетариата. Роль Ленина Лавров исполнял и в театре и в кино. Впрочем, все это даже не роли, настоящие прожитые судьбы.
"Мы видим на его лице вот эта линия чувств, страстей, переживаний, и мы это ощущаем, и нас это завораживает. Он был таким волшебником, настоящим актером. Поэтому его очень не хватает. Сегодня эта психологическая школа так редка на экране", – говорит историк кино Александр Поздняков.
Чтоб подчеркнуть психологизм, показать внутреннюю силу – в картине "Живые и Мертвые" он играл без грима и без героического пафоса. Честное кино о первых месяцах войны и периоде отступления. Так называемую зону молчания зритель чувствует в фильме "Братья Карамазовы". Иван в исполнении Лаврова – сдержанный интеллектуал и атеист в начале, страшит своим безумием в конце.
"В нем клокотали шекспировские Страсти, мы это видим по драматургии Достоевского, мы видим, как он не наигрывает, а как он пропускает через себя. И мы видим, как он опустошен, он после этой роли, как он выдал все, что в эту минуту в нем клокотало", – отмечает историк кино Александр Поздняков.
Аристократическая внешность, дворянское происхождение, немыслимый диапазон ролей. При всем этом у Лаврова не было актерского образования. Семь классов ленинградской средней школы, потом война, эвакуация в Кировскую область. Там будущий народный артист работал грузчиком, токарем на заводе. Окончил авиационное училище, служил техником на Курильских островах. Но судьбой ему было суждено стать ленинградским актером. В 1955 году его приняли в Большой драматический театр – тогда имени Горького. Это гримерная комната народного артиста. Здесь все так, как было на момент его ухода из жизни. Старинная мебель, автопортреты. Тексты пьес, переписанные от руки. Каллиграфический почерк и вензелек в конце страницы.
"В этом все отношение к профессии, к делу, к театру, к репетициям, к Товстоногову. Он был верен одному единственному театру всю жизнь", – делится мнением заместитель художественного руководителя Большого драматического театра им. Товстоногова Ирина Шимбаревич.
В 1989 году после смерти Георгия Товстоногова коллектив выдвинул кандидатуру Кирилла Лаврова – как единственно верную. Против назначения Лаврова на должность художественного руководителя БДТ проголосовали два человека. Это были сам Кирилл Юрьевич и его супруга – Валентина Александровна. Но выбора не было и Лавров повел театр сквозь тяжелые 90-е. Он умел принимать решения был в ответе за каждого. Лаврова обожали женщины, ему приходили письма из разных уголков страны. Присылали гостинцы, домашние заготовки. А он писал ответ с благодарностью – каждому отправителю. Благородство, которое не сыграешь. Талант, который дарован судьбой.