У истоков авангарда: музейное бюро в Ельце появилось в 1919 году
Ровно 106 лет назад, осенью 1919 года, в Ельце появились первые картины в стиле авангард. В числе авторов были известные художники своего времени. Впрочем, долгое время в музее даже не догадывались, какими богатствами располагают.
Алина Громовикова, художник, заведующая Художественным музеем г. Ельца:
— Композиция располагается по кругу, по спирали. То есть мы ее рассматриваем, рассматриваем. Тут и люди, животные, трамвай…
Необычная композиция, где всё перемешалось — такова особенность картины «Пожар в городе» Ольги Розановой. Яркая представительница русского авангарда стояла у истоков направления. Её работа появилась в Ельце ещё осенью 1919-ого года, когда было создано так называемое Музейное бюро.
Музейное бюро покупало произведения современных художников-авангардистов, а затем отправляло их в города, где уже есть художественные училища, с целью распространения произведений современного искусства и обучения будущих художников на присланных образцах.
Новой стране — новое искусство. В период Гражданской войны художники шли наперерез устоявшимся нормам и стереотипам, стремились к экспериментам с формой и содержанием. Елец стал первым городом, куда «Музейное бюро» передало картины современников. Работа Розановой, как и ещё одного яркого представителя авангардного течения — Ивана Клюна, более 70-ти лет не знала своего авторства.
Алина Громовикова, художник, заведующая Художественным музеем г. Ельца.
— Авторство было где-то в 90-ые годы подтверждено и установлено точно. Ну, до этого они хранились в фондах музея, а потом вот, когда к экспозиции готовили, уточнили авторство этих работ.
Искусствовед определил художников по особенностям стиля. Так, Иван Клюн — друг и ученик Малевича, как и наставник, творил в направлении супрематизма — или геометрической абстракции. Задача — в двухмерном пространстве показать трёхмерное.
Всего в Елецкий музей было передано 5 картин авангардистов. В их числе «В питейном заведении» Николая Синезубова, «Игра в бильярд» Василия Рождественского. А вот авторство еще одного полотна пока остается загадкой. Тем не менее стиль авангардистов считывается сразу.
Авангардисты они отходили от портретного сходства, имея в виду, что портретное сходство — это неважно, не самое главное. Важно передать обстановку, важно передать эмоции.
Благодаря «Музейному бюро» искусство перешло к новому этапу развития. Где цвет, форма, а главное — эмоции, важнее реалистичных изображений.
Екатерина Лукина, посетитель музея:
— И люди, и пожар, и радуга. Тут просто какое-то противоречие. Радуга как бы, она знаменует что-то, наверное, доброе такое, светлое и в то же время здесь — пожар, страх — двояко.
И хотя в сентябре 1921-ого года «Музейное бюро» прекратило своё существование, оно успело оставить неизгладимый след в развитии не только русского авангарда, но и искусства в целом.