Теодор Курентзис и musicAeterna открыли проект "Музей в опере / Опера в музее"
"Музей в опере / Опера в музее" – совместный проект театра "Новая опера" и Московского музея современного искусства. Он начался с постановки "Страсть". На сцене Теодор Курентзис, оркестр musicAeterna, а также танцевальная труппа musicAeterna Dance рассказывают миф об Орфее и Эвридике. Евгений Краков – подробнее.
Проект, призванный стереть границы между видами искусств, открывается оперой "Cтрасть". Это сочинение современного французского композитора Паскаля Дюсапена. В детстве из-за болезни он несколько раз впадал в кому, находился, по его собственным словам, между двумя мирами. Это состояние Дюсапен не раз пытался передать в своей музыке. В постановке "Страсть" картину загробного мира создают музыка и пластические номера.
"Нам интересно синтезировать жанр таким образом, что он больше уходит в сторону танца, потому что часто к опере относятся так, что это в том числе драматическое произведение, часто оперу ставят драматические режиссеры. И нам было интересно, как можно вести действие или рассказ через танец, потому что танец и физический театр тоже может быть очень действенным и вести историю", – рассказала хореограф Анастасия Пешкова.
В основе постановки – миф об Орфее и Эвридике. История о том, как влюбленные пытались найти друг друга после смерти. На сцене – он, она и другие. Здесь царит мрачная и отчужденная атмосфера, которую пронзает колоратурное сопрано солистки Натальи Смирновой.
"Здесь нет никаких арий, нет дуэтов. Это сквозная музыка, она переплетается из голоса в голос, из ансамбля, из инструмента. Это довольно инструментальная музыка, в которой очень часто мне лично говорили, что непонятно, когда поет голос, а когда играет инструмент", – поделилась оперная певица Наталья Смирнова.
В партитуре господствует фригийский лад – самый мрачный и таинственный из всех, идеально подходящий для создания напряжения. Возможно, именно так пели гомеровские сирены. В арсенале коллектива не только привычные инструменты, но, к примеру, арабская лютня и синтезатор. Как говорят сами музыканты: "В этой постановке солирует каждый инструмент".
"Сам Дюсапен играет здесь не только с ладами, не только с метроритмикой, но также с красками инструментов, пытаясь сбить слушателей с толку, миксуя разные тембры, находя интересные краски за счет этого микса", – добавил скрипач Андрей Росцик.
Опера "Страсть" не претендует на то, чтобы рассказать древнегреческий миф об Орфее и Эвридике – она передает чувства, которые испытывали герои в царстве мертвых. Способствует этому и выставка "Референсы" в фойе театра. Это визуальное осмысление процесса создания оперы. А уже следующее событие фестиваля пройдет в музее. Оперу будет принимать Московский музей современного искусства.