Открытие именного абонемента № 28 "Московский государственный академический симфонический оркестр"
В программе – два великих произведения конца XIX века: Концерт для виолончели с оркестром Антонина Дворжака и Симфония № 4 Петра Ильича Чайковского.
Концерт для виолончели с оркестром был завершен Дворжаком в 1895 году, и по сей день остается одним из самых исполняемых произведений для виолончелистов. Премьера Концерта прошла в Лондоне, в дальнейшем произведение покорило главные сцены мира. Среди отечественных виолончелистов, игравших Концерт Дворжака, были Мстислав Ростропович, Яков Слободкин, Даниил Шафран.
Каждая симфония Чайковского – особый мир образов и переживаний. Четвертая симфония – рубежная для композитора. В ней Чайковский подводит итог ранним исканиям в различных областях симфонической музыки и выдвигает новые задачи и новое осознание самого жанра в своем творчестве. Чайковский не любил раскрывать содержание своих сочинений, оставляя трактовку музыки на суд слушателей. Во время работы над Четвертой симфонией он нарушил свой принцип, представив программу произведения в письме к Надежде Филаретовне фон Мекк. Симфония № 4 Петра Ильича Чайковского посвящена меценатке – "Моему лучшему другу".
Четвертая симфония далась композитору нелегко, но писалась с увлечением и подъемом. Как и всегда при окончании очередного крупного произведения, Чайковский отзывался о новой симфонии как о своем лучшем сочинении. Она осталась "любимой" композитором на всю жизнь. Четвертая симфония венчает инструментальное творчество молодого композитора и является одним из краеугольных камней всего симфонического творчества Чайковского. Сам Чайковский признавал, что симфония является подражанием Пятой симфонии Бетховена в смысле идентичности идеи. В письме к Сергею Танееву композитор писал: "Симфония моя, разумеется, программна, но программа эта такова, что формулировать ее словами нет никакой возможности. Это возбудило бы насмешки и показалось бы комичным... В сущности, моя симфония есть подражание Пятой бетховеновской, т.е. я подражаю не музыкальным его мыслям, а основной идее... Еще я прибавлю, что нет ни одной строчки... которая не была бы мной прочувствована и не служила бы отголоском искренних движений души".
Впервые симфония была исполнена под управлением Н.Г. Рубинштейна в 1878 году. После премьеры популярность Четвертой симфонии Чайковского неуклонно росла как в России, так и за рубежом.
В рамках именного абонемента № 28 в Концертном зале им.П.И. Чайковского пройдут еще два концерта МГАСО: 3 декабря (сочинения Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса, солист – Дмитрий Маслеев) и 2 апреля 2026 года (сочинения С.В.Рахманинова, солист – Алексей Мельников).
***
В рамках именного абонемента № 62 в Концертном зале им.С.В.Рахманинова запланировано 2 концерта МГАСО: 31 октября (сочинения Бедржиха Сметаны, Ференца Листа и Н.А. Римского-Корсакова, солист – Никита Мндоянц) и 27 февраля 2026 г. (сочинения В.А. Моцарта, Фрица Крейслера, Рихарда Штрауса, солист – Гайк Казазян). Дирижер – художественный руководитель оркестра Иван Никифорчин.
Два именных абонемента "Московский государственный академический симфонический оркестр" являются важной составляющей нового 83-го концертного сезона МГАСО – второго сезона с новым художественным руководителем Иваном Никифорчиным.