29 сентября 2025, 15:52 29 сентября 2025, 16:52 29 сентября 2025, 17:52 29 сентября 2025, 18:52 29 сентября 2025, 19:52 29 сентября 2025, 20:52 29 сентября 2025, 21:52 29 сентября 2025, 22:52 29 сентября 2025, 23:52 30 сентября 2025, 00:52 30 сентября 2025, 01:52

Музей имени Пушкина представляет выставку шпалер XVI-XVIII веков

  • Картинка
  • Музей имени Пушкина представляет выставку шпалер XVI-XVIII веков
  • Картинка
    Выставка шпалер XVI–XVIII веков – в Пушкинском музее
  • Музей имени Пушкина представляет выставку шпалер XVI-XVIII веков
В экспозицию включена коллекция настенных безворсовых ковров с сюжетными композициями, служивших украшением светских и церковных интерьеров.

"Благороднейшие из тканей. Западноевропейские шпалеры XVI-XVIII веков". Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку "тканых картин" фламандских и французских мастеров. Как эволюционировало это искусство на протяжении трех веков – узнал Антон Николаев.

В коллекции западно-европейских шпалер Пушкинского музея это произведение брюссельских мастеров конца XVI века одно из самых редких и ценных. Триумф древнеримского полководца Помпея, который после очередных побед торжественно въезжает в город на колеснице из четырех слонов. Эта фламандская шпалера относится к эпохе расцвета творчества брюссельских мастеров, в начале XVI столетия были поставщиками шпалер ко дворцам европейских монархов.

"Европейцы, в принципе, эту технологию не открыли. Но именно они начали делать вот такие большие, крупноформатные ковры, гладкотканные, безворсовые, фигуративные. Которые стали со временем прямо-таки незаменимым украшением парадного интерьера замков и дворцов", – рассказывает куратор выставки Елена Пильник.

Утеплять средневековые замки, избавляя их хозяев от сквозняков – это было одной из главных функций тканных картин. Из-за хрупкости материала – шерстяных или шелковых нитей – шпалеры часто приходилось реставрировать, подшивать, заштопывать. В экспозиции Пушкинского музея представлено наглядное пособие, дающее представление об изготовлении шпалер. Для окраски нитей использовали натуральные пигменты.

"Первоначально готовился некий эскиз, который утверждался у заказчика, а затем этот эскиз уже масштабировался в натуральную величину. И дальше в зависимости от типа станка он размещался либо за ткацким станком, либо внизу под этим ткацким станком. И ткач, раздвигая нити основы, смотрел, где границы того или иного цвета и старался их повторить. И поэтому в зависимости от того, за каким станком он работал, изображение получалось один в один, либо зеркальное", – говорит художник-реставратор Игорь Бородин.

На выставке можно увидеть несколько французских шпалер, созданных на королевской мануфактуре Гобеленов, фамилия которых со временем стала обозначать название продукции. Шпалера под названием "Август" изображает сцены сбора урожая. В картуше – монограмма Людовика XVI.

"В общем, это дорогое феодальное искусство. Репрезентативное и практическое одновременно. Поскольку, действительно, в Италии такие ковры меньше нужны, чем в холодных странах Европы. Соответственно, они и демонстрируют возможности своего обладателя. С другой стороны, они просто согревают пространство", – делится мнением заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А.С. Пушкина Илья Доронченков.

В Россию шпалеры, по мнению искусствоведов, были завезены в эпоху Петра Первого. Однако не получили широкого распространения. В общей сложности на выставке демонстрируется 9 западно-европейских шпалер, две из которых являются новыми поступлениями, приобретенными Пушкинским музеем в последние годы.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация