Новая выставка Музея Москвы рассказывает о жизни и творчестве Гиляровского
Увидеть неизвестный архив Владимира Гиляровского, побывать в его доме и поговорить о Москве и москвичах! К 170-летию со дня рождения писателя Музей Москвы открывает выставку "Линия Гиляровского". Анастасия Сапегина продолжит.
В основе выставки – уникальный архив Владимира Гиляровского, случайно найденный историком Филиппом Смирновым в июле прошлого года. Более тысячи документов – от писем и дневников до ресторанных меню – впервые перед публикой раскрывают образ писателя, который еще при жизни стал московской легендой.
"В течение всех этих лет сам он превратился в мем самого себя, то есть все знают, что какой-то странный дядька в папахе, в шароварах, что-то там на Хитровку ходил со Станиславским, знал Москву, ездил на извозчиках, останавливал за колесо пролетку, переписывался с Чеховым, и в общем на этом всё. То есть это как бы живой комикс, который присутствует в московской мифологии", – прокомментировала куратор выставки, ученый секретарь Музея Москвы Наталья Катонова.
Здесь Гиляровский предстает не только как "король репортеров", но и как верный друг – Чехова, Шаляпина, Станиславского. Он успевал везде: и с друзьями порезвиться, и на Хитровку заглянуть, и с семьей время провести.
"Интересный раздел, посвященный семье, в котором рассказывается про его дочку Надежду. Именно Надежда Владимировна перевела еще в начале ХХ века книгу Киплинга под названием "Джунгли". Но мы ее хорошо знаем как "Маугли", – отметил куратор выставки, старший научный сотрудник Музея Москвы Александр Афанасов.
Творческую "кухню" Владимира Гиляровского раскрывают записные книжки, рукописные очерки и книги. Здесь – чернильница, а из под этого пера рождались статьи для "Нового времени" и "Русских ведомостей". Рядом – издания, вышедшие под его редакцией, а также меню обеда сотрудников газеты "Голос": осетрина, утки, рябчики.
"Некоторые документы свидетельствуют о том, что он состоял в большом количестве переписки со многими неизвестными людьми. Допустим, вот письмо, связанное с тотализатором. Вопрос скачек, бегов всегда интересовал Владимира Алексеевича, и скачки он всегда осуждал, а бега поддерживал. И он всегда находился в гуще информации", – добавил Александр Афанасов.
Выставка показывает Гиляровского и глазами художников. Здесь – триптих Александра Герасимова с портретами писателя и его семьи, необычный этюд Сергея Ягужинского: писатель изображен без головного убора.
"Наследие Гиляровского, нематериальное культурное наследие, сегодня проявляется в деятельности живых экскурсоводов, живых журналистов, авторов телеграм-каналов о городской жизни. И очень важно, что у нас будет в центре Гиляровского параллельная программа, в которой каждый может почувствовать себя немного Гиляровским, вне зависимости от своих умений", – генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.
"У бродяги мемуаров нет – есть клочок жизни. Клочок там, клочок тут – связи не ищи", – писал "король репортеров". Но именно из этих фрагментов – ежедневников, визитных карточек, членских билетов и рукописей – складывается настоящая "Линия Гиляровского" – путь писателя и летописца Москвы.