В Московской консерватории состоялся гала-концерт "Век ритма"
Московская консерватория отсчитала "Век ритма". Под таким названием в Большом зале прошел гала-концерт, посвященный 100-летию класса ударных инструментов. На празднике ксилофонов, маримб и литавр побывала Дженнет Арльт.
Самый громкий, самый шумный класс. Исполнители на ударных – повелители ритма и фундамент оркестра. То, что они творят на сцене, еще полвека назад невозможно было представить. Класс ударных инструментов Московской консерватории празднует свое 100-летие, разрушая стереотипы о барабанщиках и перкуссионистах. Сегодня исполнитель на ударных – мультиинструменталист-виртуоз: за время учёбы они должны овладеть не одним десятком музыкальных инструментов.
"Нужно играть обязательно на 5 инструментах. Первый – ксилофон, второй – маримба, вибрафон, малый барабан и литавры. Вместе с малым барабаном у нас учитывается мультиперкуссия", – говорит студент класса ударных инструментов Московской консерватории Филипп Карандеев.
А дальше – бесконечный список того, что перкуссионисты между собой называют просто ..."мелочь": бонги, маракасы, трещотки, колокольчики, бубны, кастаньеты, цымбалы. А у современных композиторов встречаются и совсем немузыкальные варианты – от автомобильных пружин и консервных банок до картонных коробок или еле уловимого шуршания высохших листьев – "ударным" инструментом может быть все, что угодно.
"Один раз я играла произведение для раковин керамических. Одна была стальная нержавеющая, другая – керамическая. И нужно было на них играть", – делится студентка класса ударных инструментов Московской консерватории Матрёна Соколова.
В юбилейном вечере участвуют студенты и выпускники класса ударных Московской консерватории и кафедры Академии музыки имени Гнесиных, оркестры военных училищ и ансамбль ударных инструментов Большого театра. Помимо переложений известных сочинений классиков – Сергея Прокофьева и Пабло Сарасате, большую часть программы занимают опусы композиторов XX века и современных авторов, которые пишут для ударных соло. Доказывая, что ударный инструмент может быть не только ритмичным и громким, но также нежным и романтичным.
"Наши композиторы и Губайдулина, и Денисов, и, конечно, Альфред Шнитке, они посещали класс ударных инструментов, беседовали с педагогами, с исполнителями, и просто вживались в наш мир ударных", – рассказывает доцент Московской консерватории, концертмейстер группы ударных инструментов Большого театра Сергей Соловьёв.
Педагоги отмечают, что ритм воспитывает в ударниках особые качества. Это самые организованные и ответственные студенты.
"Они всегда вовремя, они всегда очень как ответственно ко всему относятся. Ещё, как ни странно, на вступительных и на выпускных экзаменах лучше всех собеседование сдают ударники. Они самые разносторонние и лучше всего подготовлены теоретически", – отмечает зав. кафедрой медных духовых и ударных инструментов Московской консерватории Эркин Юсупов.
Сердцебиение музыки – теперь уже в ритме нового столетия.