"Светлая оттепель" – выставка в Центре Вознесенского
"Светлая оттепель" – выставку с таким названием представляет Центр Вознесенского. Проект знакомит со светозвуковым искусством и инженерными опытами по преображению городов в 60-е годы прошлого века. Экспозицию осмотрела Ольга Енина.
Александр Скрябин, добавив в партитуру "Прометея" строку света, не только стал основоположником светомузыки, но и зажег пламя в умах художников и изобретателей. Уже в 20-х разрабатываются вот такие макеты сооружений: это светопамятник революции работы Григория Гидони. В 1927-м сооружение задумывалось как концертный зал в Ленинграде, но проект так и не был реализован.
"Технически были не готовы, и технологически не готовы, архитекторы забраковали этот проект, но эти новаторские проекты начала ХХ века стимулировали в дальнейшем исследователей уже в 50-60 годы", – рассказала директор Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства "Прометей" им. Галеева Анастасия Максимова.
В 1962-м на радиофакультете Казанского авиационного института появляется конструкторское бюро, названное в честь поэмы Скрябина "Прометей". Возглавил его конструктор и художник Булат Галеев. Бюро объединило первопроходцев медиа- и видеоарта со всей страны. Создавались динамические подсветки зданий, светомузыкальные инструменты.
"Играли на нем музыканты, но конструировали инженеры по их техническому заданию. Идеей было органично соединить музыку и свет. Этот инструмент использовался для концертирования, его возили по разным городам, в Москве он тоже выступал на ВДНХ в 66-м году", – продолжила Анастасия Максимова.
Яркость световой партитуры менялась с помощью педалей, цветовая – клавишами. Консоль управления – уже на "электронном художнике". Работа Сергея Зорина позволяет генерировать и записывать визуальные образы, помогающие, в частности, при сенсорном голодании на различных производствах. Такой "Проекционно-растровый светомузыкальный индикатор был создан для космонавтов.
"В 60-70-е годы считалось, что фото или видео будет вызывать у космонавтов ностальгию по Земле, поэтому прометеевцы обратились к абстрактной картинке, где космонавт мог перещелкивать различные конфигурации, расслаблять зрение. Но при этом в этом приборе располагались все необходимые индикаторы состояния борта", – пояснил куратор выставки Кирилл Маевский.
Есть здесь и кинетические скульптуры, и архивные материалы, о которых рассказывает установка пространственного звука. Практически все устройства реконструированы.
"Нам очень хочется показать нынешнему молодому поколению, что всё это появилось не внезапно откуда-то, а всё это долго развивалось, долго создавалось у нас, и необязательно в Москве. Потому что сегодня мы говорим про оттепель не московскую, принято считать, что оттепель была только в Москве, а мы показываем казанскую оттепель", – подытожила директор Центра Вознесенского Ольга Варцева.
Которая и сегодня продолжает вдохновлять. Прометеевцы в свое время первыми в мире связали подсветку Казанского цирка с изменениями погоды: если южный ветер – были красные оттенки, если северный – синие. В Центре Вознесенского мечтают сделать инсталляцию, которая будет подобным образом рассказывать о погоде.