27 октября 2025, 14:00 27 октября 2025, 15:00 27 октября 2025, 16:00 27 октября 2025, 17:00 27 октября 2025, 18:00 27 октября 2025, 19:00 27 октября 2025, 20:00 27 октября 2025, 21:00 27 октября 2025, 22:00 27 октября 2025, 23:00 28 октября 2025, 00:00

Интересные факты о съемках киноромана Андрея Кончаловского “Хроники русской революции”

  • Интересные факты о съемках киноромана Андрея Кончаловского “Хроники русской революции”
С 27 октября в 21:30 на телеканале “Россия” выходит 16-серийный кинороман мэтра российского и мирового кино Андрея Кончаловского “Хроники русской революции”.

Проект охватывает двадцать драматических лет – от 1905-го до 1924-го, от первой революции до смерти Ленина. Два изменивших Россию десятилетия, последствиями которой стали самые значимые события XX века. Но это рассказ не только о политических и военных событиях. Это рассказ о людях, чьи судьбы оказались тесно вплетены в глобальный ход истории

Мы собрали самые интересные факты о съемках, которые раскрывают, почему этот сериал называют настоящим культурным событием.

Ощущение эпохи: кино, пропитанное духом времени

Андрей Кончаловский поставил перед командой амбициозную задачу – максимальная историческая достоверность.

  • Художники, костюмеры и операторы стремились, по словам режиссера, “передать запах начала ХХ века – бородатые мужики на улицах, немое кино, другая энергетика, иррациональность в каждом кадре”.
  • Каждая деталь – от кроя шинели до фонаря на улице – соответствует подлинным источникам.
  • Массовые сцены снимали на десять камер одновременно, чтобы добиться ощущения живого документального кадра.
  • Часть операторов работала инкогнито. “Камеры-охотники”, спрятавшись в толпе статистов, искали какие-то интересные лица, детали, движения, действия людей, которые даже не знали, что снимают конкретно их. Все это добавляло документальности отснятому материалу.

“Эта случайность – самая важная для создания спонтанности реальной жизни. Хроника не выстраивает реальность под себя, она выстраивается под реальность”, – говорит Андрей Кончаловский.

Люди эпохи: как искали героев революции

Кастинг занял два с половиной года. Кончаловский требовал не просто актеров, а людей, похожих на своих персонажей по темпераменту и имеющих портретное сходство. А исторических персонажей в “Хрониках” – более 150!

Команда объездила десятки городов, искала лица в местных театрах и даже просто на улицах:

  • На роль Ленина долго не могли найти подходящего артиста. И только Евгений Ткачук соединил в себе нужную энергию, характер и визуальное сходство – так родился живой, не плакатный вождь.
  • Исполнитель роли Великого князя Андрея Владимировича был найден… в электричке. Музыкант, выступавший в вагоне, оказался настолько фактурным и похожим на исторического персонажа, что его пригласили на пробы.
  • В эпизодических ролях – от посетителей кафе поэтов до простых людей на улицах Санкт-Петербурга – снимались, в том числе, участники съемочной группы: операторы, гримеры, ассистенты.

Лица эпохи: как добиться портретного сходства

Работа над внешним обликом исторических персонажей велась с почти научной точностью. Кроме основного художника по гриму, на площадке работало также шесть ассистентов по гриму, а для съемок массовых сцен приглашались дополнительные специалисты – иногда число гримеров на площадке доходило до 30 человек. Художники-гримеры создавали лысины, парики, усы, бороды, брови для актеров, игравших Ленина, Сталина, Николая II и других деятелей начала ХХ века.

С помощью пластического грима некоторым актерам меняли форму носа и подбородка, чтобы добиться большего сходства, а также специально состаривали шею и руки, чтобы показать возрастные изменения. В команде художника по костюмам трудилось более двадцати человек: одевали актеров, подгоняли костюмы по фигуре, подшивали, чистили, ремонтировали, тонировали. Даже пуговицы, застежки и подкладка соответствовали времени. А обувь изготовили по дореволюционным лекалам, но с современными стельками – чтобы актеры могли выдержать съемочные смены длиной по 12–14 часов.

Уникальные автомобили, которые пережили революцию

Фильм собрал максимальное количество ретроавтомобилей той эпохи. На площадке одновременно работали машины начала XX века – подлинные, в идеальном состоянии Buick, Rolls Royce, Jeffry, Adler, Magirus и легендарный “Руссо-Балт” из фондов “Мосфильма”.

Часть техники предоставил Музей военной и гражданской техники УГМК (Верхняя Пышма). Каждая машина могла проехать 5-10 километров в день – и это не просто реквизит, а живой транспорт, ревущий моторами столетней давности. Специально для сериала компания “Остин” изготовила точные копии грузовика Fiat и броневика, с которого Ленин выступал у Финляндского вокзала. Когда этот броневик впервые выехал на съемочную площадку, вся группа замерла — ощущение было, будто ожила хроника.

Санкт-Петербург 1917 года – восстановлен по крупицам

Петербург начала века воссоздавали с опорой на старинные фотографии, архивные кадры и планы различных помещений, сохранившихся в Музее архитектуры им. Щусева, Музее истории политической полиции и органов государственной безопасности России и др. Особенно трудно дались интерьеры питейных заведений и кафе, ведь фотографий таких мест почти не сохранилось. Поэтому художникам во многом приходилось опираться, в том числе, на описание этих заведений у Чехова, Куприна и даже Достоевского. Для правдоподобия улицы покрывали шелухой от семечек подсолнечника – именно так, по воспоминаниям современников, выглядел Петроград после февраля 1917-го. Интересно, что шелуху киношникам подарил завод растительных масел, узнав, что лузга нужна для фильма Кончаловского.

Типография, которой больше не существует

Для съемок сцен в редакции и типографии была построена полностью работающая печатная машина. Информации о таких агрегатах почти не сохранилось, поэтому художники нашли дореволюционный справочник метранпажа (наборщика в типографии) и по нему восстановили процесс печати газет начала XX века с еще дореволюционной орфографией. Каждый лист, каждый шрифт выглядел так, будто газету действительно выпустили в 1917-м.

Самая масштабная сцена

В эпизоде прибытия Ленина на Финляндский вокзал участвовало более 650 человек. 16 актеров играли реальных исторических персонажей, остальные – горожан, солдат, рабочих, студентов. На то, чтобы загримировать и одеть такое количество актеров, ушло более шести часов. Внутри толпы действовали “полевые командиры” – режиссеры и актеры, одетые полностью в соответствии с исторической эпохой, которые управляли динамикой сцены изнутри. Эта “живая” организация дала кадрам неповторимую подлинность.

Хроника, которую никто не видел

В сериале использованы уникальные кадры оригинальной хроники, многие из которых никогда не публиковались. Съемочная группа пересмотрела более ста коробок архивных пленок, чтобы найти редкие обрезки, остатки от монтажа и дублирующие материалы, не попавшие ни в один документальный фильм. Три минуты экранного времени с реальными видами Москвы 1920-х стоили месяцев архивных поисков. Так документальная ткань буквально сплетается с художественной, создавая ощущение живой, дышащей истории.

“Это не сериал – это история страны”

Андрей Кончаловский признается: “Этот фильм – попытка что-то понять про Россию, про тех, кто двигал революцию, про тех, кого она смела. И те, и другие имели право быть неправыми”.

Почему это важно

“Хроники русской революции” – не только грандиозный по своим масштабам исторический проект. Это редкий случай, когда кино становится разговором о нашей стране, о ее выборе и цене перемен. Создатели не мифологизируют эпоху – они приглашают зрителя почувствовать, как это было на самом деле. “Хроники русской революции” – на телеканале “Россия” уже с 27 октября. Впервые – революция не как страницы учебника, а как живая история страны, рассказанная сквозь судьбы людей.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация