Выставка картин Серова открылась в Омске
Выставка картин Валентина Серова открылась в Омске. Это полсотни работ из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств имени Врубеля. В экспозиции – исторические и мифологические полотна, пейзажи, книжная иллюстрация. И, конечно, знаменитые портреты. Репортаж Динары Шамец.
"Я не портретист, я просто художник!" – говорил о себе Валентин Серов. Автор около полутора сотен портретов! Чтобы заполучить свое изображение кисти модного художника – публика готова была ждать.
"Работал Серов долго. Очередь к нему была большой. Даже в те времена говорили, что, ожидая портретирования у Серова, можно жениться, развестись, опять жениться", – рассказала куратор выставки Екатерина Кудряшова.
Ему позировали члены императорской семьи, династии Юсуповых. По заказу Третьякова был написан портрет Николая Лескова для галереи "лиц, дорогих нации". Портрет отца художника – композитора Александра Серова – один из немногих, написанных по памяти. А это самый ранний портрет на выставке. В 15 лет в карандаше Серов изобразил мать Валентину Семёновну. Композитор, пианистка позже стала моделью к картине "Царевна Софья" Ильи Репина. Вот и его портрет – посвящение Валентина Серова любимому педагогу.
"Серов попал к нему еще совсем маленьким мальчиком в Париже, когда его мать привезла туда и отдала на частные уроки в мастерскую Репина. А потом позже, когда он уже поступил в Императорскую академию художеств, Серов продолжал брать частные уроки у Репина. И потом это переросло в очень профессиональную, очень крепкую и надежную дружбу", – пояснила зав. отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Светлана Капырина.
Одно лицо поверх другого, каждый сеанс изображение на полотне менялось: так Серов создавал портрет двоюродной сестры Аделаиды Симонович. Любимую Лялю под липами в имении родственников Домотканово писал в период увлечения импрессионизмом и желания "писать только отрадное". Одно из любимых мест – домоткановские пруды. У мифической "Русалки" – реальный прототип. Прасковья – дочь представителя известной купеческой династии, издателя Анатолия Мамонтова. Он предложил художнику создать рисунки к басням Крылова. Привыкший работать с натурой, за любимыми львами Серов наблюдал в зверинцах. Просил домоткановских мужиков подсказать, где волка встретить можно. Особую грацию видел в воронах. Восхищался их поступью. Однажды родные обнаружили Валентина Александровича на высокой ели. Забрался туда, чтобы увидеть мир глазами вороны!
Работая над картиной "Похищение Европы", в поисках "натуры" для Зевса художник специально ездил в Орвието, в окрестностях которого культивировалась редкая порода особо крупных быков. Подготовительные эскизы и натурные штудии к знаменитой картине из собрания Русского музея представлены на выставке.
"Получить такой проект в Омск – это большая удача и для нашего музея, и для горожан. В таком объеме произведения Серова мы не показывали никогда", – сказала директор Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля Фарида Буреева.
Специально для этой выставки стены музейного зала покрасили в любимый художником серый и в нежный охристый цвет. Созвучный с гаммой осеннего Домотканово и солнечного Абрамцево – подмосковной усадьбы гостеприимной четы Мамонтовых, где росли персики с той самой картины, где проходили рисовальные вечера, игры в "живые картины", пленэры – всё, что вдохновляло и воспитывало молодого художника. А таким абрамцевский лес Валентоша Серов, так его называли в детстве, увидел в 14 лет.