"Известия": в новостройках комфорт-класса Москвы уже почти не предлагают жилье
Согласно подсчетам аналитиков жилого направления консалтинговой компании Core.XP, в настоящее время этот сегмент занимает только 20% рынка, что составляет 6,6 тысячи лотов. Директор этого направления Екатерина Ломтева в разговоре с изданием объяснила, что сокращение связано с градостроительной политикой, ужесточающей требования к архитектуре. Это увеличивает себестоимость строительства, и застройщики переключают внимание на более прибыльные проекты бизнес-класса.
В сегменте бизнес-класса представлено21,3 тысячи лотов, что составляет 64% от общего объема предложения в Москве. Премиум- и делюкс-классы занимают 13% и 3% соответственно. Генеральный директор агрегатора новостроек RedCat Наталья Шаталина подтвердила, что количество квартир и апартаментов комфорт-класса за прошедший год сократилось вдвое. С сентября 2024 года премиум-сегмент потерял 1,6% предложения, бизнес-класс — 6,2%, а комфорт-класс — 50%.
Директор департамента стратегии продукта ГК Dogma Евгения Стяжкина напомнила, что новые требования к архитектуре предполагают сложные решения, которые изначально позиционируются как бизнес-класс.
Генеральный директор компании Ikon Development Иван Виноградов добавил, что из-за высоких ипотечных ставок на рынке комфорт-класса сохраняется значительный отложенный спрос.
Управляющий директор коммуникационной компании Twiga Россия Сергей Оганджанян отметил, что основная причина сложившейся с новостройками комфорт-класса ситуации — экономика проектов: себестоимость таких проектов выросла, и застройщикам выгоднее строить жилье бизнес-класса.
"Вторая причина — ипотека: массовые программы сворачиваются, а покупатели бизнес-класса чаще покупают без субсидий. Плюс идет ребрендинг — то, что раньше называлось "верхний комфорт", теперь часто продают как "бизнес", — объяснил эксперт.
Однако необходимо следует разделять рынки на общероссийский и московский сегменты, поделился мнением гендиректор инвесткомпании на рынке недвижимости ООО "Флип" Евгений Шавнев. Он отметил, что в России 50–60% продаж приходится на жилье комфорт-класса, в то время как доля эконом-класса — только 20%.
В Московской области комфорт-класс остается ключевым драйвером рынка, рассказал коммерческий директор "Главстрой регионы" Алексей Артошин. Он сообщил, что по итогам третьего квартала 2025 года объем предложения в сегментах стандарт-, комфорт- и бизнес-класса сократился на 5%, но за год вырос на 12%. При этом 75% новых предложений приходится именно на комфорт-класс.
Заместитель коммерческого директора ГК "А101" Владимир Колесников отметил, что переход девелоперов к строительству жилья бизнес-класса был стратегией для выделения на рынке и привлечения новой аудитории. Однако со временем ключевой причиной стало снижение экономической эффективности возведения комфорт-класса.
"Чтобы обосновать более высокую стоимость реализации, нужно создавать продукт, отвечающий требованиям покупателя и не уступающий конкурентам. А это 450–500 тыс. за квадратный метр", — сказал он.
Опрошенные "Известиями" эксперты считают, что в ближайшие год–полтора структура новостроек вряд ли значительно изменится: бизнес-класс продолжит рост, а сегмент комфорта будет постепенно сокращаться.
Гендиректор агрегатора новостроек RedCat Наталья Шаталина предположила, что несмотря на тенденции, спрос на комфорт-класс сохраняется, однако в старых границах Москвы его будет становиться меньше. В ближайшей перспективе возврата к простым типовым проектам "бюджетного" комфорт-класса не будет, согласилась с ней Евгения Стяжкина из ГК Dogma.
Ранее стало известно, что в январе–августе 2025 года продажи первичного жилья в Москве сократились на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.