Премьера проекта "Ионеско" состоялась на фестивале Context
На фестивале Context – премьера проекта "Ионеско". В программе два балета по пьесам великого абсурдиста. "Театр бесконечно повторяющихся действий" в постановке Олега Степанова. И "Стулья" – самый философский балет Мориса Бежара – на нашей сцене танцуют впервые. Елена Ворошилова продолжит.
Новый Context вдохновлен философией абсурда Эжена Ионеско. Используя тексты пьес "Этюд для четверых", "Урок" и "Стулья" хореограф Олег Степанов сделал свой "Театр бесконечно повторяющихся действий". Здесь танец, обрывки фраз, вырванные из контекста, игра слов – в ход идет всё, чтобы люди вышли на контакт. Услышали и увидели друг друга. Получится это или нет – никто не знает.
"Сначала мы придумали все движения, сочинили всю хореографию, потом начали работать с текстом и внедрять текст уже на хореографию", – рассказал хореограф Олег Степанов.
Кажется, что слова потеснили танец на второй план.
"Текст стал такой же частью движения, такой же частью моего тела – просто произошло вот это слияние", – поделилась танцовщица труппы Context Ангелина Федорова.
От новых проектов Contexta с Дианой Вишнёвой ждут не только откровений, но и преображений балерины, которая открывает свой 30-й сезон. Российская публика впервые видит балет "Стулья" – один из знаковых балетов Бежара. Он поставил его в 81-м для себя и Лауры Проэнс. Ему было 54, ей 42. Через три года еще одна звездная пара Джон Ноймайер и Марсия Хайде прожили эту историю. И вот в этот вечер абсурдную сагу любви рассказывают Диана Вишнёва и Жиль Роман.
Пожилая пара в ожидании гостей в пустом доме на безлюдном острове. Они расставляют стулья, смотрят на часы. Но никто не придет. Эти двое так и останутся одни, чтобы, наконец, отыскать смысл прожитой жизни. На фоне этого ожидания зритель увидит историю любви героев – яркую и страстную в юности, молчаливую, тихую и временами бессильную в старости.
"Я никогда такого не делала, никогда такого не испытывала, я понимала, что здесь настолько утрированная естественность. Как это можно вообще, даже слов не хватает", – призналась художественный руководитель фестиваля Context, народная артистка России Диана Вишнёва.
Бежар поставил балет на музыку Вагнера из оперы "Тристан и Изольда". Так он подарил влюбленным жизнь, протестуя против их ранней смерти. Когда Ионеско увидел спектакль он сказал: "Наконец-то убрали шум слов. Высшую реальность может раскрыть именно танец, поскольку он ритуален".
Показать "Стулья" на фестивале в России казалось невозможным. Фонд Бежара сказал нет. Но партнер Дианы – Жиль Роман, бывший премьер и худрук бежаровской труппы, – добился от Фонда согласия: ведь культура должна оставаться вне политики во все времена.
"Такая работа впервые в России, в такое непростое время, и Жиль тут же сказал: да, у нас, у "Контекста", год драмы. Так всё соединилось", – добавила Диана Вишнёва.
На этот раз Context ищет точку пересечения танца и драматического театра на своей территории, взяв в помощники современную хореографию и театр абсурда.