Хабаровский театр драмы показал в Москве спектакль об адмирале Невельском
Пилотные показы проекта "Атлас театральной России" завершаются в Москве. Новый фестиваль, который объединит российские региональные театры, начнется в январе. А пока сцена "Мастерской 12" Никиты Михалкова приняла пять коллективов. О спектакле Хабаровского краевого театра драмы "Залив счастья. Адмирал Невельской" – наш репортаж.
На сцене – двухпалубный корабль, превращающийся то в кабинет государя, то в штормовое море, то в танцевальный зал. Вместо неба – экран, в котором отражаются мерцание звезд и капли дождя. В такой атмосфере и разворачивается жизнь Геннадия Невельского, исследователя Дальнего Востока, основателя города Николаевска-на-Амуре.
"Подвиг этих людей как огромный корабль, который плывет и открывает новые земли России. Ведь самая главная задача была увидеть, есть ли проход в океан", – рассказал режиссер Александр Калмыков.
В основе спектакля – архивные материалы и письма Невельского и его жены Екатерины Ивановны. Из этих строк складывается не только история любви, но и портрет эпохи, когда осваивались новые земли, а судьбы измерялись морскими милями. Главного героя Геннадия Невельского играет Виктор Асецкий. В постановке он выступает еще и как второй режиссер. Говорит, совмещать эти роли непросто, но режиссерское образование выручает.
"Профессиональная шизофрения, приходилось раздваиваться. Моя задача – сначала сделать это, а потом для себя посмотреть на это, оценить и переделать. Иногда пользовался видеозаписями, но чаще просто по внутренней линии", – поделился актер, режиссер Виктор Асецкий.
Для Геннадия Невельского жена была на третьем месте после долга перед Отечеством и соратниками. Но Екатерину это не пугало: вместо балов она последовала за своим мужем. Для актрисы Яны Дзюнковской было важно показать путь своей героини – от юной смолянки до женщины, ставшей "хозяйкой Залива Счастья".
"Мне очень важно в мужчине чем-то восхищаться. Я думаю, это именно то качество, которое было в Екатерине. Она восхищалась Геннадием во всем, в чем бы он ни проявлялся", – пояснила актриса Яна Дзюнковская.
Диалоги героев соединяются с ариями, оркестровыми увертюрами и танцевальными номерами. Это история не только о морях и открытиях, но и о человеческой стойкости. О вере, которая помогает идти дальше, даже когда за кормой – боль и утраты.
"Самое главное – это любовь к Родине и воля. Потом он прошел через всё, причем не один, а с семьей, с женой. Несмотря на гибель дочери, несмотря на то, что он пережил, и голод, и всё остальное, он всё равно исполнил свой долг", – подчеркнул директор и художественный руководитель Хабаровского краевого театра драмы и комедии Николай Евсеенко.
Лагуна в Охотском море, которую супруги назвали Заливом Счастья, стала не просто точкой на карте – символом пути и верности. Как и сам спектакль, она напоминает: счастье – это всегда движение вперед, даже если впереди шторм.