Выставка "РЕРИХ. В поисках "небесного Звенигорода" в Звенигороде
Масштабная ретроспектива творчества Николая Рериха (1874-1947) – художника, философа и путешественника – представит 40 живописных работ из коллекции Государственного Русского музея, многие из которых ранее не демонстрировались в Подмосковье. Зрители увидят знаменитые полотна, включая "Весну священную", "Единоборство Мстислава с Редедей", "Защитник (Облако-стрелок)", гималайские пейзажи и другие работы мастера.
"Эта глубокая и знаковая выставка, представляющая работы Николая Рериха – художника, философа, путешественника и общественного деятеля, – стала продолжением программы плодотворного сотрудничества Звенигородского музея-заповедника и Государственного Русского музея. Проект не только укрепляет связи между культурными учреждениями, но и делает мировые шедевры доступнее для жителей Подмосковья. После крупных монографических выставок Рериха последних лет экспозиция в Звенигороде представляется камерной, однако, значение ее сложно переоценить. Путь Рериха, его "духовное восхождение" началось с археологических раскопок в русских провинциях, посещения старых русских городов, в том числе Звенигорода. Здесь он начал свои творческие поиски, и здесь сформировалось его понимание ценности культуры. Поэтому принимать Рериха в Звенигороде очень символично", – отметил министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов.
Выставка приглашает отправиться по невидимым "ступеням жизни" художника к духовным вершинам его творчества. Видеоинсталляция "небесного Звенигорода" – города будущего, собирательного образа Новой России дополнит впечатления зрителей от экспозиции.
Чтобы наиболее полно раскрыть наследие мастера, картины будут сопровождаться цитатами из дневников и литературных произведений Николая Рериха.
"Нам хочется обратиться к зрителям с призывом – не бояться мечтать! Красоту и познания всегда сопровождает мечта. Цитируя Николая Константиновича – "Мечтать – это великое качество, ибо оно наполняет сердце лучшими мощными огнями". Художник верил, что искусство и культура могут быть основой для построения мира" – рассказала директор музея Елена Кожевникова.
Особое внимание будет уделено этапам творчества Рериха – его путешествиям, исследованиям и роли создателя Международного договора по защите культурных ценностей ("Пакт Рериха"), который был подписан в 1935 году. Отдельный раздел будет посвящен театральному искусству в творчестве художника. Театральные декорации Николая Рериха отличались запоминающимися художественными образами природы, в которых соединялись сказочные и поэтические черты.
"Так получается счастливым образом, что слово "Звенигород" не случайно в жизни Рериха, в его осмыслении окружающей действительности, духовных целей, оно неоднократно появляется на его творческом пути. В 1933 году даже появилась его картина с таким названием, которая находится сегодня в музее Николая Рериха в Нью-Йорке, ее мультимедийную репродукцию мы покажем на экспозиции. Это собирательный образ города будущего, города знания и культуры. Николая Рериха называют целым космосом. Его личность многогранна: общественный деятель, мыслитель, философ, художник, археолог, исследователь. Сегодня, когда многие задумываются о смысле, о значении гуманизма в мире, труды Рериха как никогда актуальны, – он был великий гуманист", – поясняет куратор выставки Сергей Кривонденченков.
Начало "пути" художника обусловлено глубоким художественным осмыслением русской истории и наследия русского православия. В 1903 – 1904 годах Рерих скрупулезно изучал особенности сохранившихся памятников Древней Руси, что послужило началом его созидательной деятельности по защите памятников мировой культуры. После окончания Центрально-Азиатской экспедиции Рерих мечтал построить настоящий Звенигород – центр Новой страны – на Алтае. Однако был возведен не реальный город на земле, а "небесный Звенигород" в творческом воображении художника.
Выставка пройдет в историческом здании Манежа, что добавит особую атмосферу погружения в эпоху. Это уникальная возможность познакомиться с наследием мастера в живописном уголке Подмосковья, тесно связанном с его биографией, и услышать звон колоколов его "небесного Звенигорода".