Драмбалет "Поликушка" Севастопольского театра – на сцене Мариинки
Постановку "Поликушка" Севастопольского театра оперы и балета показали на Исторической сцене Мариинки. Одноименную повесть Льва Толстого адаптировал британский хореограф Джона Пол Кук, а одним из действующих лиц стал хор Московского Сретенского монастыря. Драматический балет уже посмотрела Екатерина Грициенко.
Дворовый человек Поликей, который любит выпить и не любит, что где плохо лежит, получает от барыни важное задание: привезти из города конверт с деньгами. Уж теперь он себя покажет. Но не о внезапной радости толстовская проза. Она о жутких реалиях крепостного быта. О цене жизни – унизительно ничтожной. Конверт Поликушка потерял – полторы тысячи – немыслимая сумма. Крестьянин тогда стоил 40 рублей. Не сознался – залез в петлю. Погиб и его ребенок: жена в припадке бросила его в тазу с водой.
"Никогда мне до этого не приходилось исполнять крепостную. Просто крепостную, у которых нет ни мечтаний, ни желаний, только страх выживания, за детей, за мужа. Нам этого не понять – и, может быть, и слава Богу", – поделилась и.о. ректора Академии хореографии в Севастополе, народная артистка России Мария Александрова.
Удивительно, что за такой трудный материал – "Поликушку" и в драматических театрах не встретишь – взялся англичанин, выпускник высшей школы Королевского балета Джона Пол Кук. Теперь и он щедро потчует зрителя неизбывной русской тоской.
"Мог ли Поликушка взять судьбу в собственные руки и изменить ее, я не знаю ответа. Идея свободной воли – очень интересная, есть о чем подумать. И я буду счастлив, если зритель после спектакля спросит об этом себя сам", – сказал хореограф-постановщик Джона Пол Кук.
Настоящим участником балета стал хор Сретенского монастыря. Величавые народные, казачьи песни словно возвышают зрителя над гнетущей реальностью. Певцы, как в древнегреческой трагедии, дают оценку героям, порой утешают, иногда предопределяют исход. Мелодией души главных героев звучат сочинения Сергея Рахманинова. Музыка надмирная и близкая каждому.
"Человек, который чувствовал так сильно переживания этого места, России, всего, что здесь происходит. Наверное, Рахманинов – это первое место", – отметил музыкальный руководитель спектакля Артём Абашев.
Труппа Севастопольского театра посвятила свой спектакль премьеру Мариинского – Владимиру Шклярову, трагически погибшему год назад.
"Когда я придумал идею этого балета, я прежде всего позвонил Володе. Он сразу же прочитал повесть и перезвонил через два часа. Партия главного героя была написана для него. Даже музыка подобрана под его характер и образ. И нам так важно выступать сегодня здесь, в его доме, в его родном театре", – подчеркнул Джона Пол Кук.
На сцене, в литературе и в жизни главные решения принимает судьба. Проклятые деньги случайно находит глава большой крестьянской семьи и выкупает племянника из рекрутов. Везучий парень вернется домой. Финал произведения только формально счастливый. На самом деле, овеян грустью. Классик, вслед за ним и современный хореограф, показывают зыбкую грань между правдой и неправдой, удачей и неудачей, волей и неизбежностью. Но как бы то ни было, в поисках света стоит идти не проложенной тропой.