"Новая волна" Ричарда Линклейтера – уже в российском прокате
В российском прокате – картина Ричарда Линклейтера "Новая волна". История о том, как Жан-Люк Годар снимает фильм "На последнем дыхании", воссоздает дух эпохи, когда рождался авангард, обреченный стать классикой. Подробности – у Станислава Анисимова.
Конечно, "Новая волна" Линклейтера станет обязательной к просмотру для всех учеников расплодившихся сегодня киношкол. В чем феномен революции киноязыка, которую совершил Жан-Люк Годар, режиссер объяснил наглядно, доступно и очень подробно. В центре сюжета – съемки сегодня французской киноклассики, а в 60-е авангардного кинохита "На последнем дыхании". Стилистика фильма, как и полагается в данном случае, репортажная.
"В этом есть определенный вызов – рассказать о реально существовавшем человеке, но при этом не снять скучную биографию. Стиль фильмов Годара очень помог мне в этом", – поделился режиссер Ричард Линклейтер.
Та легкость, с которой Годар работал над своим фильмом, удивляет и вдохновляет. Свободный от условностей и от традиций режиссер буквально в процессе съемок меняет и язык кино, и язык экранного искусства в целом.
"Эта история не смогла бы состояться на экране без фирменного годаровского сарказма и его очень колкого юмора", – добавил Ричард Линклейтер.
Джамп-кат, или "скачущий монтаж", прерывистое повествование. Сегодня этим мало кого удивишь, но именно Годар сделал этот прием нормой. Окружающий мир для него не представлял единое целое, лишь набор фрагментов, которые можно составить в свободном порядке. Цитаты и внезапные визуальные комментарии не разрушали ткань истории, а дополняли ее.
"Мне очень хотелось показать Годара таким, каким я его себе представлял. И да, темные очки мне в этом только помогли. Весь фильм я их не снимал", – рассказал актер Гийом Марбек.
Фильм Ричарда Линклейтера очаровывает своим героем, которому не нужны никакие правила: ни киноязыка, ни киноиндустрии, ни общества в целом. Зритель явно соскучился по таким героям. Безбашенным бунтарям от искусства, которые, конечно, и творят хаос, но создают новое, неизвестное и очень притягательное.