Выставка работ Эмили Каме Нгваррей – в галерее Тейт
Лондонская галерея Тейт представляет выставку работ художницы Эмили Каме Нгваррей, представительницы коренного народа Австралии. На монументальных полотнах и шелковых батиках – образы священных церемоний, изображения диких животных и ритуальные символы. О художественном осмыслении мира аборигенов – наш материал.
На этих полотнах – церемониальные знаки, которые использовались для Времени Сновидений – ритуала общения с духами через песни и танцы. Эмили Каме Нгваррей родилась в племени анматьерре – коренном народе севера Австралии.
"Нгваррей была старейшиной своей общины. Она участвовала в различных церемониях. Аборигены шли, разрисованные традиционным орнаментом, и пели. Для каждой церемонии, которую она проводила, песня и рисунки были свои. Картины Нгваррей по сути являются результатом ее специфических знаний", – рассказала куратор выставки Келли Коул.
Эмили Каме Нгваррей было почти 70 лет, когда она стала известной. Свой первый батик – "Женщина эму" – она создала в начале восьмидесятых. С тех пор почти каждая ее работа привлекала внимание. Вместо реальных образов – батата, страуса эму и его зеленых яиц – она использовала пятна желтого, белого и зеленого цветов. В линиях и точках она сумела воспроизвести и ритуальное путешествие предков, и австралийский колорит.
"То, что вы видите в батике и живописи, – это культура ее народа. Всё, что было важно для Нгваррей, – это ее связь со страной, ее ответственность перед ней. Раскраску тела, знаки, который рисуют во время церемонии, она перенесла в произведения. Когда вы смотрите на картины Нгваррей, вы видите ее – женщину племени анматьерре", – пояснила Келли Коул.
В экспозиции галереи Тейт – более 80 произведений: от ранних работ до монументальных живописных полотен. Это почти два десятилетия творчества. В серии из четырех произведений "Авели" художница рассказывает о женских песнях и церемониях аборигенов. На безымянном батике изображает фауну Северной территории: здесь и песчаные вараны, и эму, и мелкие насекомые.
"Это культуры, которые гармонируют с природой. Проблема современного человека отчасти заключается в том, что он потерял связь с природой. И мы осознаем эту ошибку слишком поздно. А художники-аборигены говорили об этом с самого начала, мы должны ценить то, что они передают нам через искусство", – отметил арт-критик Табиш Хан.
За восемь лет Нгваррей создала около трех тысяч полотен. Ее работы известны в Австралии и Японии, теперь же и европейскому зрителю предстоит разгадать смысл этих посланий. Кстати, один из самолетов австралийских авиалиний украшен узорами с картин художницы и назван в ее честь.