Танго на виолончели: концерт-закрытие фестиваля VIVACELLO
Международный виолончельный фестиваль VIVACELLO завершился в Москве. На финальном концерте этот музыкальный инструмент звучал в дуэтах и неожиданных ансамблях. А в главной роли – руководитель фестиваля Борис Андрианов. На вечере в зале Чайковского побывала Дженнет Арльт.
Экзотические ритмы и русский фольклор; монументальная классика и мировые премьеры; концерты, творческие лаборатории и эксперименты – фестиваль VIVACELLO в очередной раз доказывает: виолончель – универсальный инструмент, которому подвластна музыка разных эпох и стилей. Вечер открывает дуэт-концертино Рихарда Штрауса – последнее законченное сочинение композитора, написано для кларнета, фагота и струнного оркестра. Но в пространстве VIVACELLO фагот заменяет виолончель – и рождается изящная музыкальная сказка с соревнованием двух солистов.
"Наш фестиваль в этом году посвящен свободе, импровизации, народному творчеству. Мы выходим не только буквально за рамки академической музыки, но и во всем пытаемся найти что-то такое, где подразумевается экспромт", – рассказал художественный руководитель фестиваля, заслуженный артист России Борис Андрианов.
Впервые в Москве звучит новое сочинение Ефрема Подгайца – диптих для домры и виолончели. Для композитора это сочетание не редкость: в 2020-м на VIVACELLO исполнялся его концерт для этих же инструментов под названием "Рандеву" – сегодня свидание академического и народного инструмента продолжается.
"Тенденция последних десятилетий – сближение, выход на академическую сцену инструментов, которые раньше, не очень с академистами близко были. Но стали появляться совершенно уникальные исполнители, в частности Екатерина Мочалова на домре", – сообщил композитор Ефрем Подгайц.
Виолончель в этом концерте солирует во всех номерах программы. В "Истории танго" Астора Пьяццоллы она заменяет флейту. Концерт закрытия фестиваля проходит в сопровождении Российского национального оркестра под управлением Михаила Татарникова. Для финального номера некоторым музыкантам пришлось освоить новые, совсем не привычные для них инструменты. Гуиро, куика и маракасы из кокосовой шелухи – участники мировой премьеры концерта американца Кори Аллена "Святые и грешники".
"Концерт не совсем традиционный, потому что очень много латиноамериканских инструментов, перкуссии, мелодий", – отметил пианист, композитор, заслуженный артист России Леонид Винцкевич.
Оставаясь открытым для экспериментов, VIVACELLO продолжает традицию ежегодно вручать молодым музыкантам премию "Большие надежды" – на этот раз они возлагаются на студента Московской консерватории Ярослава Шмидта.