"Театр – модель квантового мира: Андрей Могучий в новом выпуске "Белой студии"
В новом выпуске "Белой студии" – театральный режиссер и педагог, заслуженный деятель искусств России Андрей Могучий. О связи науки и искусства, о закономерностях, случайностях и природе озарения, о русской театральной традиции и японском театре Но, о счастье и любви, о своих спектаклях "Холопы", "Материнское сердце", "Сказка про последнего ангела" Андрей Могучий беседует с ведущей программы Дарьей Златопольской.
Смотрите 25 ноября в 21:25 на телеканале "Россия-Культура".
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
О счастливых случайностях:
Если формулировать в трех словах: творчество – создание нового. Вот и всё, до свидания. Получится у тебя или не получится – невозможно предугадать. Я называю это везением или случаем, хотя на самом деле это какие-то закономерности, о которых мы просто не знаем.
О новом опыте:
Когда выходишь за пределы привычного и знакомого, за пределы своего опыта, это, конечно, страшно: опереться-то не на что. И, если в этом безвоздушном пространстве тебе кто-то подал руку, значит, тебе повезло. Если нет – ты летишь вниз. Когда начинаешь (в моем случае) новый спектакль – никогда не знаешь, куда придешь. Ты намечаешь себе цель, но не знаешь, куда тебя "доведут", иногда все меняется по ходу путешествия. Цель для меня вообще только повод для путешествия. Ты должен доверять пути.
О спектакле "Холопы":
Нет ни хороших, ни плохих. Есть пробужденные. Мне бы хотелось, чтобы этот спектакль давал возможности пробудиться, давал понимание, что мир устроен не совсем так, как ты думал: он объемнее, интереснее (...)
Холопство – это желание унижать и быть униженным. И способность получать от этого удовольствие. Удобнее жить в состоянии раба. Свобода связана с ответственностью за себя и за свою жизнь. Любой вопрос свободы, превращения или рождения личности, связан с усилием. Но как же лень это делать…
О магии театра:
Театр – модель квантового мира. Ты никогда не знаешь, какой спектакль сделал, пока не пришел зритель. То есть ты находишься в состоянии неопределенности. Спектакль находится в состоянии неопределенности. И реальным его делает только зритель, наблюдатель. В его присутствии ситуация коллапсирует в некую реальность – и потом, когда зритель уходит, она снова пропадает. А на следующий день реализуется уже в иную реальность, не такую, как вчера. В этом – чудо театра. Зафиксировать его нельзя.
Об Андрее Могучем:
Его режиссерская карьера началась в 1989 году, когда он основал "Формальный театр", ставший явлением в театральной жизни России и мира. Могучий ставил спектакли в Александринском театре, театрах "Балтийский дом" и "Приют комедиантов", Театре Наций, а также в легендарном Большом драматическом театре имени Товстоногова, который возглавлял на протяжении десяти лет. Он один из самых титулованных театральных деятелей России – многократный лауреат премий "Золотая маска", "Золотой софит", международных театральных фестивалей. Наградами отмечены его спектакли "Школа для дураков", "Алиса", "Гроза", "Холопы", "Изотов", "Счастье", "Сказка про последнего ангела", "Три толстяка. Эпизод 7. Учитель".