"Сонеты Шекспира": премьера на Новой сцене МХТ имени Чехова
Премьера на Новой сцене МХТ имени Чехова. Спектакль-альманах "Сонеты Шекспира" объединил режиссеров, работающих в разных направлениях: от кукольного до психологического театра. Юлия Кундрюкова увидела результат эксперимента.
Этот спектакль родился в экспериментальной лаборатории "АРТХАБ". 11 режиссеров ставили десятиминутные инсценировки по сонетам Шекспира. Из них выбрали пять удачных и объединили в цельный спектакль. У каждого из пяти режиссеров – свой подход.
"Мы с разных точек заходили. С кем-то мы начинали с пластики, с тела, с кем-то мы начинали знакомство с каких-то звуков, где-то восприятие. Где-то начинали с текста, с разбора, выбора материала", – поделилась актриса Анна Затеева.
Место действия – аэропорт, и начинается спектакль с ощущений и звуков. Самолет набирает скорость, тело вдавливает в кресло, гул нарастает, и как будто назло всем невзгодам, нарушая законы аэродинамики, влюбленные сливаются в объятиях. Шепчут друг другу на ухо Шекспира – так, что слова не разобрать. Ведь они, говорит куратор проекта Денис Азаров, в этой постановке – не так уж важны.
"Мне не интересен был сам выбор сонета, мне было интересно, насколько далеко от сонета можно отлететь. И чем дальше отлетали – тем мне было интереснее", – сказал куратор проекта Денис Азаров.
Поцелуй с яблоком – как символ грехопадения. Неизбежное стремление полностью обладать тем, кого любишь может привести и к трагедии – яблоко застревает в горле у Адама и приводит к смерти. Но если с помощью режиссерского приема все отмотать к началу – становится понятно, что только любовь и может спасти от смерти. Это чувство доступно немногим. Режиссер Олеся Невмержицкая коснулась трагедии одиночества, и придумала весьма необычного лирического героя.
"Человек на пределе какого-то своего человеческого облика. И когда возникло место действия, то у меня собралась такая идея про человека-сканера, про человека-функцию. Который находится в окружении чужих жизней, чужих чемоданов Максимально ощущает свою собственную пустоту", – отметила режиссер Олеся Невмержицкая.
Этот спектакль находится на стыке театра и современного искусства – невербальный, не драматический, похожий на перформанс. Где очень важна визуальная часть – художников здесь тоже было несколько. Все для того, чтобы воздействовать на чувства – ведь каждый из выбранных сонетов Шекспира – прежде всего о любви.