Пушкинский музей представляет выставку "Августейшие. Куклы"
"Августейшие. Куклы". Музей изобразительных искусств имени Пушкина представил игрушки второй половины XIX – начала XX века. В эту эпоху они приобрели статус произведения искусства. Ксения Егорова продолжит.
Трудно представить себе тему более легкую и серьезную одновременно. Все эти миниатюрные корсеты, туфельки, чайные сервизы, даже плиты для готовки кукольных супов и гарниров – малый мир для очень больших целей.
"Кукла была инструментом воспитания, в том числе августейших особ. Этикет, одежда, правила поведения, взаимоотношения, коммуникации. Мы видим, что это очень красивые вещи, и когда человек воспитывается на красоте, то он дальше продолжает создавать красоту", – отметила директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ольга Галактионова.
Пушкинский и Царское Село, Эрмитаж, Исторический и Политехнический музеи, а также коллекционеры объединились с одной целью – показать расцвет кукольного искусства во всем его многообразии. Небывалые предметы, как эта ширма с уличным театром, в который играли цесаревич Алексей с сестрами накануне революции.
"По данным и гипотезам исследователей, они повторяют внешность членов семьи Романовых. Там есть капрал, который похож на Николая II; есть невеста, которая похожа на Александру Федоровну. Кроме того, мы видим Арлекина. По преданию, это Распутин", – рассказала директор музея-заповедника "Царское Село" Ольга Таратынова.
Немецкая железная дорога – также для цесаревича. Военная форма из сукна – офицера 12-го Восточно-Сибирского полка – также для него. К играм относились без иронии, весьма серьезно. Причем не только в царской семье. Фарфоровый и кружевной, зачастую с точным часовым механизмом внутри – предмет роскоши и модель для выстраивания будущего светской дамы, матери и домохозяйки.
"Фарфоровые куклы, когда они появились, были в принципе необычным предметом, поэтому стали чрезвычайно популярны достаточно быстро. Но одним из самых необычных предметов на нашей выставке является вот эта куколка Jigoto, которая могла двигать ручками и ножками и говорить "папа" и " мама" в определенных положениях", – сообщила куратор выставки Екатерина Лисицына.
Почетные дипломы в 1893-м эти куклы в народных костюмах получили на международной выставке в Чикаго. Именно с этого момента стали изготавливаться как сувенирная продукция.
"Российская империя была огромная, в ней очень много было представлено и народностей, собственно, как и сейчас, и разнообразие костюмов было огромное, и у царских детей было то же самое. Им рассказывали, что у нас огромная страна, в ней много разных народностей, здесь одеваются так, здесь – вот так, а здесь – вот так. Конечно, это образовательная и воспитательная функция прежде всего", – добавила куратор выставки Диана Панская.
Несмотря на интерес к национальной одежде, безусловными лидерами в производстве кукол в XIX веке были Франция и Германия. Русская аристократия росла в руках с европейскими игрушками, одетыми по последней городской моде. Если кукла – явление древнее, то детство – сравнительно недавнее изобретение человечества. Существует лишь с 18-го столетия, эпохи Просвещения и книг Руссо. Здесь же пытаются найти ключ к разнообразию этого самого детства в России 19-го и начала 20-го столетия.