Переговоры по Украине 7 декабря 2025, 19:40 7 декабря 2025, 20:40 7 декабря 2025, 21:40 7 декабря 2025, 22:40 7 декабря 2025, 23:40 8 декабря 2025, 00:40 8 декабря 2025, 01:40 8 декабря 2025, 02:40 8 декабря 2025, 03:40 8 декабря 2025, 04:40 8 декабря 2025, 05:40
  • Дмитрий Киселёв
  • Алексей Конопко

Воля к миру: пять часов секретных переговоров

  • Картинка
  • Воля к миру: пять часов секретных переговоров
  • Картинка
    Воля к миру: пять часов секретных переговоров
  • Воля к миру: пять часов секретных переговоров
В Кремле прошли российско-американские переговоры, которые обе стороны оценили как продуктивные и полезные, но содержание их – "секретно". Именно это слово и использовал помощник президента России Юрий Ушаков.

Крайне важен здесь мировой контекст. В понедельник, 1 декабря, самый богатый человек мира и известный визионер Илон Маск записал у себя на страничке совсем кратко: "Война неизбежна. 5 лет, максимум 10".

А ведь он прав. Если будет идти, как идет, и ничего не делать, то ничем хорошим это не кончится. Все вооружаются. Риторика становится все жестче. Людей в Европе приучают к мысли о предстоящей большой войне, и что она нужна. И вот получается, что активно противостоят этому два человека, лидеры двух самых мощных на земле ядерных держав – Путин и Трамп. Для Путина и России это давняя и естественная линия. Для президента США – новое амплуа, ведь до Трампа у каждого из его предшественников была своя начатая война и отчетливая линия на эскалацию с Россией – от расширения НАТО до ужесточения во всех сферах.

Но что все же движет Трампом? Путин структурирует его мотивы в трех пунктах.

Владимир Путин: "Еще раз подчеркну, у Соединенных Штатов могут быть разные причины для этого – и гуманитарного характера лично для Трампа, потому что он действительно стремится к прекращению боевых действий и потери людей, но могут быть и политические интересы прекращения противостояния между Россией и Украиной, и экономические тоже".

То есть Трампу война не нужна по гуманитарным соображениям – это раз. Политический расчет – это два. Он в чем? А хотя бы в том, что до выборов в Конгресс остается менее года. Ему интересно сохранить там большинство. Успешное миротворчество в сочетании с антикоррупционными расследованиями на Украине, которые, безусловно, бросят тень и на американских соперников-демократов, добавят республиканцам голосов. Третий пункт – экономические интересы. Трамп, как известно, про деньги. Он девелопер, то есть – строитель и созидатель. Война – это не та среда, которая способствует подобному бизнесу. Бизнес-перспективы сотрудничества с Россией захватывают дух. Путин говорит об этом спокойно и уверенно.

Владимир Путин: "Кстати говоря, в сфере энергетики они могут лежать, в других сферах. Очень много направлений, где восстановление отношений экономического характера между Соединенными Штатами и Россией выгодно как России, так и Соединенным Штатам".

Создавая условия для бизнеса с Россией, Трамп действует в интересах американских компаний.

Владимир Путин: "У нас письма от американских компаний, у нас уже есть письма, которые они нам прислали и просят о них не забывать, о том, что они есть, наши партнеры бывшие, они не по своей воле ушли, они хотят вернуться, ждут только сигнала политического и так далее".

Важность экономики в нашей повестке с американцами подчеркнул по итогам московской встречи и помощник президента России Юрий Ушаков.

"Конечно же, обсуждались огромные перспективы будущего экономического взаимодействия двух стран. Кстати, об этом много и раньше говорилось, на предыдущих встречах. Но сейчас было подчеркнуто, что если мы действительно хотим сотрудничать, для этого огромные возможности есть, то нужно уже проявить реальное стремление к этому как в Москве, так и в Вашингтоне", – отметил он.

То есть надо понимать, у идущих сейчас российско-американских переговоров куда больший масштаб, чем урегулирование конфликта на Украине. И если Европа и Киев все еще талдычат о необходимости прекращения огня, то есть о передышке, чтобы накопить силы для новой войны, а мы это уже проходили, то Путину и Трампу нужен долгосрочный мир для больших совместных созидательных целей. При этом, позволим себе предположить, Трампу приятно будет оставить за бортом уже никому не нужную Европу.

Вот тут, кстати, было время вчитаться в новую версию "Стратегии национальной безопасности США", принятую буквально в ноябре. В этом официальном документе презрение к иррациональной Европе, что называется, кодифицировано. Вы только послушайте!

"Война на Украине оказывает разрушительный эффект на Европу и, особенно, на Германию, который выражается в усилении их зависимости от внешних сил. Сегодня химические компании Германии строят одни из крупнейших в мире перерабатывающие заводы в Китае, используя российский газ, который они не могут получить в своей стране".

Это про один из примеров губительного абсурда. А вот дальше – не в бровь, а в глаз – про европейские "нестабильные правительства меньшинства".

"Администрация Трампа расходится во взглядах с европейскими политиками, которые придерживаются нереалистичных ожиданий о войне и входят в нестабильные правительства меньшинства – многие из которых попирают основные принципы демократии в целях подавления оппозиции. Значительная часть европейского большинства хочет мира, однако это желание не отражается в политике, во многом из-за того, что эти правительства подрывают демократические процессы".

И это официальный документ – "Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов", что фиксирует с Европой глубокие идеологические, ценностные, если угодно, противоречия. Причем, это не описание сложившейся политической конъюнктуры, а диагноз хронического заболевания, которое и лечить-то там не знают как. Так что Европу – на карантин, как в лепрозорий. С Россией же, хоть и непросто, зато надежно и перспективно.

Путин говорит ясно, слово держит, логика железная.

Владимир Путин: "Напомню еще раз: не мы начинали эту войну. <…> Мы вынуждены были через восемь лет уничтожения людей, которые проживают на Донбассе, никто почему-то на Западе об этом ни слова не вспоминает, вынуждены были признать эти республики, во-первых, а во-вторых, начать оказывать им поддержку. И наша специальная военная операция – это не начало войны, а попытка ее закончить. Закончить войну, которую Запад развязал против нас руками украинских националистов. Вот что происходит на самом деле. В этом суть происходящих проблем. А закончим мы тогда, когда достигнем целей, поставленных перед началом специальной военной операции, освободим эти территории. Вот и все".

На новую российско-американскую встречу вереница "Аурусов" с сопровождением выехала из ворот Внуково в 14 часов вторника, 2 декабря. Впервые – в три машины сразу. Кроме Уиткоффа и встречающего Дмитриева, в переговорах новый человек – зять Трампа Кушнер.

Для него и прогулки по Москве в таком формате в новинку. Глава РФПИ пригласил американцев в ресторан рядом с Малым театром, а потом что-то говорил про Кремль, показывая в сторону зубчатой стены, за которую гости впервые не заехали, а зашли прямо с Красной площади, успев рассмотреть принимающий их город.

- Рад вас видеть. Успели пробежаться?

- Красивая прогулка!

- Московские власти по праву гордятся тем, что они сделали для развития столицы за последние годы. Я надеюсь, вы смогли в этом убедиться.

- Да, это удивительный город.

- Спасибо большое.

За всеми деталями, словами и мимикой пристально следили и американские СМИ.

"Американская дипломатия проходит ключевое испытание. Спецпредставитель Трампа Стив Уиткофф приехал сюда, в Москву, для мирных переговоров".

И европейские коллеги – поближе к месту действия.

SkyNews: "О чем думает Владимир Путин? Это ключевой вопрос, когда речь заходит о мирных переговорах. После того, как американцы встретились с украинцами во Флориде, команда США прибыла сюда, в Москву".

Но двери кабинета в Сенатском дворце, спустя 45 секунд после начала беседы, закрыли почти на пять часов, по итогам которых стороны договорились не раскрывать деталей в СМИ. О стратегическом направлении диалога Путин рассказал днем позже.

Владимир Путин: "То, что нам привезли американские коллеги, было основано так или иначе на наших договоренностях до моей встречи с президентом Трампом на Аляске. Мы так или иначе говорили об этих вопросах на встрече в Анкоридже. Но все-таки то, что нам привезли американцы сейчас, этого мы пока не видели, поэтому нам пришлось пройтись практически по каждому пункту, поэтому это заняло столько времени. Но это нужная была беседа, абсолютно конкретная и обстоятельная. Добиться того, чтобы конфликтующие стороны пришли к какому-то консенсусу, это непростая задача. Но президент Трамп действительно, и я в этом уверен, искренне пытается это сделать. Поэтому мы проходились по каждому пункту, повторяю еще раз, и где-то мы говорили – да, это можно обсуждать, а с этим мы согласиться не можем. Именно в таком ключе и шла работа".

Что внутри этих предложений, можно судить лишь по утечкам в СМИ. План Трампа из 28 пунктов якобы включает запрет на преследование Русской церкви и языка на Украине; сокращение ВСУ и американской военной помощи; отсутствие иностранных войск и западного дальнобойного оружия; закрытые для Украины двери НАТО и вывод ВСУ из ДНР вместе с признанием Крыма и Донбасса Вашингтоном.

"Обсуждались конкретно территориальные проблемы, без которых мы не видим разрешения кризиса. Пока еще компромиссного варианта найдено не было, но некоторые американские наработки выглядят более-менее приемлемо. Но их нужно обсуждать. Это действительно один из важнейших вопросов", – раскрыл некоторые детали помощник президента РФ Юрий Ушаков.

"То, из-за чего они буквально сейчас спорят, – это пространство примерно в 30-50 километров и 20 процентов ДНР, которые остаются под контролем ВСУ. Мы пытались выяснить, и думаю, добились некоторого прогресса, с чем украинцы могут жить, что даст им гарантии безопасности на будущее", – заявил госсекретарь США Марко Рубио.

Ни подтверждать, ни опровергать эти слова в Москве не стали. Факт в том, что процентов и километров у ВСУ с каждым днем и с каждым раундом переговоров становится все меньше.

Юрий Ушаков: "Российские солдаты своими ратными подвигами способствовали тому, что оценки путей достижения мирного урегулирования со стороны зарубежных партнеров стали более адекватными".

Динамику можно проследить и по реакциям Трампа. Переговоры в России стали для Уиткоффа уже шестыми с начала года. За это время прямой долларовый поток из Америки в Киев иссяк, а 47-й ее президент признал, что закончить все нужно не перемирием, а долгосрочным миром.

Российские встречи всегда приносят ощутимый результат. После предыдущего визита Уиткоффа и команды в Москву страны организовали в кратчайшие сроки саммит высшего уровня на Аляске, где Путин и Трамп и заложили основы для нового мирного процесса.

Созданный по мотивам Анкориджа план Трампа, согласно изданию "Политико", "ошеломил Брюссель и Киев". Четыре года не заботившиеся о мире евробюрократы в течение двух суток набросали собственные требования к Москве. Там и иностранные контингенты на Украине, и передача Киеву ЗАЭС, и никакого сокращения ВСУ или согласия по территориям. С такой адекватностью за стол переговоров на зовут.

Владимир Путин: "Их никто не отстранял. Они сами отстранились. В какое-то время у нас был с ними тесный контакт. Потом они резко оборвали контакты с Россией. Потому что они взяли на вооружение тезис нанесения России стратегического поражения и живут до сих пор, судя по всему, в этих иллюзиях. Хотя понимают, что такого не могло быть, они приняли желаемое за действительное в свое время, но признаться в этом сами себе не могут, не хотят. У них нет мирной повестки, они же на стороне войны. И даже тогда, когда они пытаются якобы внести какие-то изменения в предложения Трампа, мы же это отчетливо видим, все эти изменения направлены только на одно – на то, чтобы вообще заблокировать весь этот мирный процесс, выдвинуть такие требования, которые для России являются абсолютно неприемлемыми, они это понимают, и тем самым свалить потом на Россию сворачивание этого мирного процесса. Если они хотят вернуться действительно на почву реальности, исходя из той ситуации, которая складывается "на земле", как в таких случаях говорят, – пожалуйста".

Пока – точно не хотят. Макрон по телефону влез даже в предваряющие визит Уиткоффа в Москву американо-украинские переговоры во Флориде, где Умерова сотоварищи пытались примирить с реальностью. В результате там не договорились ни о чем. Итогов кремлевских бесед Зеленский тоже ждал в Европе, надеясь на личную встречу с Уиткоффом, но самолет американцев из Москвы домой летел без остановок.

- Они дали вам понять, Путин готов к миру или готов продолжать войну?

"Могу вам сказать, что это была хорошая встреча. Он хотел бы закончить войну – такое было впечатление", – отвечает президент США Дональд Трамп на вопрос журналиста.

- Вы верите ему?

- Мне так кажется. Он бы хотел завершения всего этого, хотел бы возвращения к нормальной жизни и к торговле с США.

Новый мирный план около месяца разрабатывали Рубио и Уиткофф. Последнего за дипломатические усилия либеральная пресса США успела и "уволить", и обложить "прослушкой" телефона. Зятю Трампа пока достается меньше.

"Я так рад, что Джаред Кушнер присоединился к Стиву Уиткоффу. Потому что, по-моему, тот слишком сильно любит Россию. Все указывает на то, что он больше понимает точку зрения России", – заявил политический обозреватель FoxNews Брайан Климид.

В дипломатии понимают оба. Кушнер лично участвовал в успешных переговорах на Ближнем Востоке, которые закончились "соглашениями Авраама" между Израилем и арабскими странами и прекращением бомбежек Газы.

CNN: "Трамп обращался к узкому кругу <…> доверенных союзников, чтобы попытаться разрешить некоторые из самых сложных конфликтов в мире. Они добились успехов. <…> Трамп считает Кушнера своим "ближайшим помощником" по вопросам внешней политики. Один из источников отметил, что у него есть хорошие идеи, как сдвинуть ситуацию с мертвой точки".

"Главное, что стороны заявили о готовности продолжать совместную работу для достижения долгосрочного мирного урегулирования на Украине", – считает помощник президента РФ Юрий Ушаков.

- Мы теперь ближе к миру или дальше?

- Не дальше – это точно. Но предстоит еще большая работа, как в Вашингтоне, так и в Москве.

По итогам встречи в Кремле, пожалуй, впервые за год своих миротворческих усилий Трамп отказался назвать сроки окончания конфликта, заявив, что "дедлайна у дипломатии нет". А в Москве согласились, что новый мирный план "может быть основой будущего окончательного урегулирования".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация