Другой "Дядя Ваня": постановка по мотивам пьесы Чехова в Московском ТЮЗе
"Дядя", или "Сон в двух действиях" – премьера в Московском театре юного зрителя. Режиссер Петр Шерешевский поставил постмодернистский спектакль по мотивам чеховского "Дяди Вани". Неизменным остался лишь посыл: как жить, если кажется, что жить уже незачем? Яна Музыка увидела постановку.
Драматург Саксеев, режиссер Шерешевский – давно сложившийся творческий тандем, который сразу дает ключ к восприятию творчества этих авторов. Семен Саксеев – псевдоним режиссера Петра Шерешевского, под которым он выпускает свои литературные произведения. Так что в самой модели работы заложена постмодернистская игра. На этот раз спектакль "Дядя" как бы по Чехову.
"Реплик восемь, наверное, на всю пьесу у нас есть чеховских, и все они, за редким исключением, используются как цитаты, потому что персонажи; люди, которые существуют в этом мире, – это люди культурные; люди, живущие культурой. Поэтому для них весь Чехов – это усвоенные цитаты, и свою цитатность они тоже осознают. Они некое продолжение и инкарнация чеховских героев", – рассказал главный режиссер Театра МТЮЗ Петр Шерешевский.
Актеры являются соавторами драматурга, привносят свои личные истории.
"Тут куча настоящих историй. Даже страшно говорить подробнее, а то кто-нибудь себя узнает, не дай Бог", – поделилась заслуженная артистка России Виктория Верберг.
Почти нет чеховского текста, при этом сохранен чеховский мир и главная тема – отчаянное желание человека быть счастливым. Как обычно бывает у Антона Павловича, люди сидят за большим столом, едят, пьют, а в это время рушатся их судьбы. Сценическое пространство устроено как кинопавильон. Максимально реалистичная бытовая среда. Здесь две квартиры – Войницких и Серебряковых. В этом спектакле режиссер Петр Шерешевский продолжает использовать свой метод работы, который называет онлайн-кино. Мать и сын Войницкие превратились в близнецов Ваню и Машу, которые неразлучны с утробы. И вот им уже 60, а они по-прежнему живут вдвоем в одной квартире. Дядя Ваня – однокурсник Григория Перельмана. Как и у Чехова, это герой, у которого не сложилась судьба.
"Он окончил университет, матмех, на математическом учился. Но обстоятельства, перестройка, финансирование НИИ, всё закрывалось, и люди уходили в бизнес, в челноков. Девяностые годы, он продает помповые насосы", – пояснил заслуженный артист России Игорь Гордин.
Поминки превращаются в свадьбу, семейный скандал – в рефлексию. В какой-то момент стирается граница между физическим и метафизическим. Герои самих себя видят в кино, покойник присоединяется к поминальному застолью. И висящее на стене ружье, конечно, выстрелит.