8 декабря 2025, 12:18 8 декабря 2025, 13:18 8 декабря 2025, 14:18 8 декабря 2025, 15:18 8 декабря 2025, 16:18 8 декабря 2025, 17:18 8 декабря 2025, 18:18 8 декабря 2025, 19:18 8 декабря 2025, 20:18 8 декабря 2025, 21:18 8 декабря 2025, 22:18

Фестиваль русской музыки продолжился концертом "Душа народной песни"

  • Картинка
  • Фестиваль русской музыки продолжился концертом "Душа народной песни"
  • Картинка
    На Фестивале русской музыки прошел концерт "Душа народной песни"
  • Фестиваль русской музыки продолжился концертом "Душа народной песни"
Слушателей знакомят с редкими инструментами и забытыми напевами.

"Душа народной песни". Календарные, обрядовые, лирические, свадебные песни и наигрыши из разных областей России прозвучали на Фестивале русской музыки. Здесь знакомят слушателей с редкими инструментами и забытыми напевами. На концерте побывала Ксения Луженкова.

На такой самодельной флейте играли древнерусские пастухи. Коротали время в "ночном" – пока пасли лошадей у реки. Колючая дудка делалась на один раз, была ломкой, но простой в исполнении. Калюка имеет особый – вибрирующий – звук. Размер инструмента может быть разным, главное – не длинее человеческой руки. Его изготавливают из стебля дудника или татарника – очень колючего растения. Отсюда и название. У этнографа и музыканта Сергея Старостина целая коллекция фольклорных инструментов. В его руках буквально звучит тысячелетняя история. Эти диковинки он сделал сам, по старинным технологиям, которые из поколения в поколение передаются в деревнях по всей России. Гусли – из псковской традиции. Двойчатки – из смоленской. Две дудки звучат на разный лад. Это символ мужского и женского двухголосья. А рожком пастухи зазывали коров. Чтобы сделать настоящий рожок, музыкант отправился вверх по Волге в село Сталипино.

"Я знал, что в этом селе живет пастух, который играет на рожке пастушеском. Я приехал, познакомился с ним. Рожок состоит из трех частей, ну, собственно говоря, эта дудка-жулейка, которую называют, вот, с пятью дырками, пищик сверху, пищик из волчьей ягоды, ну, иногда делают из клена. Ну и собственно рог", – поделился этнограф, певец Сергей Старостин.

Старинные мотивы перерастают в неофольклор. Это кемеровский колобок – карманная модель глюкофона. В диалоге с русской дудкой – и армянский дудук. По легенде, ветер полюбил абрикосовое дерево, но ревнивый вихрь уничтожил его, оставив лишь маленькую веточку. Ее подобрал крестьянин и смастерил дудук. А это – Диджериду, инструмент австралийских аборигенов.

"Диджериду вгоняет в определенный транс человека. То есть это ритуальный инструмент. Медитативный отчасти. И Он дает как бы такой очень глубокий резонанс на тело человека и вообще считается, что на нем полезно играть", – рассказал музыкант Антон Котиков.

Тексты, сюжеты и мотивы музыканты привозят из экспедиций. В программе – тверские баллады об умирающем страннике, о крестьянке, которая не может выйти за Боярского сына, и, как говорят сами артисты, бабушкин шлягер про козу – из Тульских деревень.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация